Из исторического прошлого и духовного наследия кубанского казачества

Важность коня как спутника казака, его место в военном и мирном быту можно увидеть в народных песнях. Станичники пели про коней, даже если сама тема песни была связана с чем-то другим:
К искусству наездничества казак приучался с маленьких лет.


Нередко мальчику дарили жеребенка. С двух лет его уже начинали обучать и ребенок постепенно при помощи взрослых начинал ездить на нем. Ко времени службы между всадником (хозяином) и конем существовало полное взаимопонимание. В семь лет дети уже сами садились на лошадь. В 16-17 лет их учили правильно седлать. Джигитовке обучали опытные отслужившие казаки, назначенные станичным атаманом. Под руководством таких инструкторов, иногда вместе с казаками подготовительного разряда, дети принимали участие в военных маневрах. Иногда эти военные игры были достаточно широкомасштабными: станица на станицу. При этом дети были вооружены деревянными винтовками, кинжалами, саблями. В 17 лет юноши официально зачислялись в подготовительный разряд. Это был последний шаг перед окончательным переходом в мужской мир. Предыдущее постепенное отдаление от семьи, женщин ("от мамкыной юбкы"), гражданского быта получало свое логическое завершение в виде вступления в казачье войско, в его полноправные члены.
Мало кто был так близок казаку, как его четвероногий друг. Он провожал хозяина и в последний путь. Старожил станицы Сергиевской А. Ф. Вовк рассказывал о похоронах отца: "Людей пришло дуже богато. По обычаю, за гробом шел покрытый попоною его конь, опустив голову.

Источники:
1) Стрелянова П.Н. Джигитовка казаков по Белу Свету.
2) А.Бигдай. Песни кубанских казаков.
3) И.Васильев. Боевой конь в системе ценностей кубанских казаков.
4) Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества)
Еще больше интересного публикуется в группе Вконтакте «Кубанская балачка»

11