Хранитель народных мелодий – Григорий Концевич

17 ноября 1863 года родился Григорий Митрофанович Концевич - российский хоровой дирижёр, композитор, хормейстер, педагог, музыкальный этнограф.
На страницах газеты «Советская Кубань» в 1991 году была опубликована интересная статья о нашем земляке.

До того, как покрывались молодой листвой высокие деревья и кусты белой персидской сирени, росшие во дворе, этот дом был виден издалека. Большой дом из красного кирпича, стоявший на Карасунском взгорке, возле Дмитриевской дамбы. Едва утренняя заря трогала восточную половину неба и начинали горланить петухи, взлетая на заборы и звонко хлопая крыльями, выходил хозяин. Он рыхлили землю у вишен, осматривал высаженные в грунт розы, заботливо подвязывал и подпирал подпорками яблоневые ветки, клонившиеся к полу под тяжестью вызревавших плодов.

Так начинал каждое утро известный кубанский фольклорист регент Войскового певческого хора Григорий Митрофанович Концевич.
И этот добротный дом, и саманные флигеля, и крепкий фруктовый сад, и каждый камушек мощеного двора – все было построено, посажено и уложено его собственными руками. Тем дороже все это казалось хозяину… Так и жил этот человек, руководил хором, собирал народные песни, растил сыновей Сергея и Николая.
Благодарно радовался каждому прожитому дню, как может радоваться жизни только тот, кто неуклонно, час за часом, созидает земные и духовные блага... И однажды его не стало. Дом опустел. И погрустнел сад. Прошли крутые сроки. Выросли в городе многоэтажные здания. Поднялись новые поколения. И я, ступая по розовым камушкам, когда-то уложенным рукой Григория Митрофановича и ныне вымытым ночным дождём, подошел к его дому и разглядывал старый, потертый порожек, и смотрел на окна – уж не появится ли в одном из них сам Концевич? Приветливая старуха, живущая здесь с 1911 года, узнав, с какой целью я пожаловал сюда, охотно стала вспоминать о прошлом, рассказывать о себе, о Григории Митрофановиче.
– Скажу я вам, детка, никому он не сделал никакого зла. Жил незаметно, скромно. Отзывчивый, снисходительный, всегда готов был помочь нуждающимся. Иногда вспомню о Григории Митрофановиче и подумаю: за что сгубили хорошего человека?... – Она умолкла.
Долго я беседовал с памятливой старожилкой. Много узнал нового, интересного – и вся трудовая жизнь Концевича вдруг возникла передо мною в неожиданном освещении...
Григорий Митрофанович родился 17 ноября 1863 г. в станице Старонижестеблиевской в семье рядового казака. С детских лет он узнал, что такое хлеборобский тяжкий труд, когда весь световой день приходилось быть в степи. Зато вечером, а уж непременно – в праздничные и воскресные вечера, на улице, ведущей к гребле с лохматыми вербами, собиралась казачья молодёжь. И плавно, широко, как равнинная река, лилась долгая песня. Звучали молодые чистые голоса. И забывались усталость, сама крестьянская суровая жизнь. Даже сон, смежавший глаза, и тот вдруг пропадал. Маленький Гриша вслушивался в песенные звуки и сам начинал подпевать. Так рождалась его любовь к кубанской песне. Благодаря врождённой старательности и способностям, Григорий Концевич успешно окончил станичное училище. И его, подростка – отличника, послали учиться в Ладожскую учительскую семинарию. Там он в 1883-м году и получил звание народного учителя. Любя музыку и песню, Концевич в 1887-м году поступает на регентские курсы при Императорской певческой Капелле. Учится три года у известных музыкантов, среди которых был выдающийся русский композитор Н. А. Римский – Корсаков. Всю жизнь Концевич вспоминал о Николае Андреевиче с великой любовью и благодарностью. Возвращается на Кубань великолепно подготовленным специалистом – хоровиком. Два года преподает в той же семинарии. Своих учеников он обязывал во время летних каникул записывать, что поют их деды. С молодости собирая народные мелодии, Концевич накопил немало жемчужин, которые впоследствии вошли в составленный им сборники казачьих песен. С 1 июня 1892 года он – Регент войскового певческого хора, где работает без перерыва более 14 лет – до 1 октября 1906. При нём казачий хор, исполнительская культура его достигают большой высоты. Неугомонный Концевич путешествует по России, постоянно совершенствовует свои знания. Он знакомится с хорами, их репертуаром и постановкой хорового дела в Петербурге, Москве, Киеве, Ростове, Воронеже. При нём войсковой хор выдвинулся на первое место среди других известных народных хоров России. После очередного концерта газета писала о руководителе как «мастере своего дела». Помимо регентской и педагогической работы, Г. М. Концевич подготовил и издал семь выпусков народных песен, бытовавших среди казаков. Написал два пособия для преподавателей начальных училищ – «Школьное пение на 2 и 3 однородных голоса» и «Четыре времени года». Им составлены и другие сборники. А к столетию со дня рождения А.С. Пушкина создает величальный хор «Памятник». Особой популярностью пользовалась песня «Шедрик – ведрик», где автор показал себя, как комментирует современный музыковед А. А. Слепов, «умелым мастером развития народно- песенного материала».
Его жизнь до предела наполнена общественными трудами, заботами и начинаниями. 5 апреля 1913г. сделал доклад в обществе любителей изучения Кубанской области, вызвавший большой интерес. Именно тогда собирание песен Г. М Концевич назвал государственным трудом, который составляет весьма ценный вклад в сокровищницу русского духа. После революции, в 1920-м году, маститый хоровик приглашается на работу в отдел народного образования (в подотдел искусств). Занимается вопросами музыкально-хорового искусства и художественной самодеятельности. Преподает теорию в музыкальном техникуме, а в 1924-м – 1925-м учебном году возглавляет двухгодичные хормейстерские курсы, готовит хоровых работников в школы и народные клубы. Работа этих курсов была положительно оценена Наркомпросом.
В 1931-м – 1935-х г.г. Г. М. Концевич ездит по аулам и записывает народные песни, тщательно изучает их происхождение, мелодический строй. Всего собрано Григорием Митрофановичем 210 адыгейских песен. Исследователь научно прокомментировал этот богатый материал, составил сборник, написал к нему обстоятельную вступительную статью. К сожалению, труд до сей поры не издан, а необходимость такого издания очевидна. Этот рукописный сборник, ещё при жизни Г. М. Концевича подготовленный к печати, чудом уцелел, пережив суровые годы войны, пожары, бомбёжки, наши житейски и общественные передряги, и ныне хранится в Адыгейском научно-исследовательском институте экономики, языка, литературы и истории.
Особенную радость вызвало у Григория Митрофановича Концевича решение президиума Азово-Черноморского крайисполкома от 25 июля 1936 г. о создании Кубанского казачьего хора (вернее, его возрождение). Старик буквально ожил. Несмотря на свои преклонные годы (ему было далеко за 70), горячо принялся за любимое дело. Мечтая о возобновлении Кубанского хора, он всю свою энергию, знания, пятидесятилетний преподавательский опыт отдавал юным хористам, набранным по конкурсу. Один из них, Иван Фёдорович Ищенко, сам проработавший солистом хора и руководителем самодеятельных в коллективов более 45 лет, с благодарностью вспоминает о Концевиче как о благородном, образованном и душевном человеке. «До конца дней – говорит он, – я буду помнить этого прекрасного человека – музыканта и педагога. Ему, только ему я обязан тем, что стал профессиональным хоровым работником...»
Григорий Митрофанович назначается художественным руководителем вновь организованного хора, будущее которого, он не сомневался в этом «блестяще». «Этот высокохудожественный коллектив, – восторженно писал он в газете в 1937-м году, – украсит нашу Кубань и яркой звездой осветит край». В своем обширном очерке Концевич рассказывает об истории песенной Кубани, выражает свои эстетические взгляды на песню, на хоровое искусство, которое, по его глубокому убеждению, как и всякое настоящее творчество, «вызывается жизнью и ею питается». Ставит перед новым хором высокие задачи – быть рассадниками музыкального искусства. Излагает репертуар, куда, помимо казачьих, включает песни Адыгеи, Грузии, Армении.
В январе 1938 г. в хоре уже 70 человек, и он получает наименование – Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков. Выступления ансамбля получают самые доброжелательные отзывы. Танцевальный хоровой коллектив совершил поездку на Украину, а в августе 1939 г. – в Москву. Его пение транслируется по Всесоюзному радио, 19 августа ансамбль выступает в Колонном зале Дома союзов… Овации. Положительные рецензии. Большой успех.
Окрыленный Г. М. Концевич со своим прославленным коллективом возвращается домой. Но среди ночи раздается резкий стук в дверь: «Откройте!». Ему объявляют: «Вы арестованы». Несмотря на то, что никаких бумаг, уличающих Концевича в террористической, антиправительственной и антипартийной деятельности, обнаружено не было, его сажают в «чёрный ворон» и увозят в городскую тюрьму. 76-летнему старику предъявлено обвинение в том, что он, будучи с концертами в Москве, тайно готовил покушение на жизнь товарища Сталина. Одна деталь. Григорий Митрофанович, – свидетельствует очевидцы, хорошо знавшие его, – за свою жизнь и мухи не обидел. Никакие оправдания не помогли. Престарелый музыкант не перенёс тяжкого испытания. От страданий он сошел с ума, умер в тюрьме. Не стало замечательного человека, неутомимого собирателя народных песен, талантливого хормейстера, композитора и педагога. Не стала того, кто мечтал: песня будет столь же необходима для счастья людей, для полноты жизни человеческой, как хлеб насущный, как вода. И подумалось мне: а почему бы не создать в доме Г. М. Концевича музей-квартиру?... Это была бы истинная память о подвижнике и мученике кубанской культуры…
Автор В. Бардадым