Публикация «Небесный ястреб»

6 марта 1913 года родился Александр Иванович Покрышкин (г. Новониколаевск (ныне Новосибирск)), прославленный военный летчик, автор новых приемов воздушного боя, в том числе знаменитой «этажерки».

Советский легендарный лётчик-ас, второй по результативности пилот-истребитель среди лётчиков стран Антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Всего за годы войны совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 – в группе. Первый трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (1972 г.).
Его отец, ставший еще в 1909 году инвалидом, был кустарем-одиночкой, выполнял случайные заказы, а в 1934 году покончил с собой. Жили бедно и тяжело. В семье было еще пятеро детей, четверо из них умерли в младенчестве.
Старший брат, Петр Покрышкин, геройски погиб в 1941 году под Ленинградом. Вызвавшись добровольцем, он остался прикрывать товарищей, уходивших на плотах через Ладогу.
Саша Покрышкин окончил семь классов и ФЗУ (школа фабрично-заводского ученичества), получив специальность слесаря-лекальщика. Работу в городке найти было нелегко. В те годы единственными предприятиями Новосибирска (бывший Новониколаевск) были железнодорожное депо, крохотный завод «Труд» и мылзавод. Пришлось побыть и безработным, стоять на учете на бирже труда. В 1932 году Покрышкин пошел добровольцем в Красную армию. Для бедного сибирского паренька это был единственно возможный путь исполнить мечту — стать летчиком.
Первый летательный аппарат Покрышкин увидел в 12 лет. На поле военного городка сел агитсамолет. На митинге летчики агитировали народ сдавать деньги на создание советского воздушного флота. У Саши не было ни копейки, но самолет ему разрешили потрогать. Вот тогда он и решил, что обязательно будет летать.
Но вначале пришлось отучиться в Пермской, а затем в Ленинградской школе военных авиатехников. В конце 1934 года Покрышкин был направлен в 74-ю стрелковую дивизию Северо-Кавказского военного округа, для технического обслуживания авиазвена связи. К самолетам он стал ближе, но о полетах по-прежнему мог лишь мечтать. Тогдашние «летуны» презирали «технарей».
Покрышкин упорно занимался в Краснодарском аэроклубе. Чтобы добиться автоматизма, он сделал для себя тренажер, при помощи которого, двигая «ручками управления», можно было, сидя на табурете, выполнять «взлеты», «посадки» и различные фигуры пилотажа. Количество усилий не могло не перейти в качество результата, и во время очередного отпуска, меньше чем за месяц, молодой технарь освоил программу подготовки гражданского пилота. А вскоре его очередной рапорт с просьбой о переводе в летную школу был удовлетворен. В ноябре 1938 года Покрышкина направили в Качинскую авиашколу в Севастополе, а после ее окончания — в 55-й истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа и дислоцировавшийся в Бельцах, на границе с Румынией. Там в первый день войны он и сбил по ошибке легкий бомбардировщик Су-2.
Реабилитироваться Покрышкину удалось уже на следующий день, 23 июня 1941 года. Двойка истребителей МиГ-3 была отправлена на разведку: выяснить, наводит ли враг переправы через пограничную реку Прут. При возвращении нашу пару атаковала пятерка мессершмитов Bf-109E. В своем первом настоящем воздушном бою Покрышкину удалось применить многое из того, что в дальнейшем стало его фирменным стилем и основой школы советского истребительного боя. Бой на вертикалях, на максимальных скоростях, с постоянным использованием фигур высшего пилотажа, стрельба с максимально коротких дистанций.
История летчика Александра Покрышкина абсолютно уникальна. Свой первый боевой вылет он совершил в первый день войны — 22 июня 1941 года, а последний — уже после 9 мая 1945 года, над Прагой. В 1941-1942 годах среднее время жизни советских летчиков составляло 14,5 боевого вылета. «Кто не воевал в 1941-1942 годах, тот не знает настоящей войны», — как-то сказал Покрышкин. Сам он уже к середине ноября 1941 года выполнил 190 боевых вылетов, в том числе 144 вылета на штурмовку наземных войск врага. И каждый раз ему приходилось на бреющем полете прорываться сквозь плотный огонь зениток и увертываться от атак немецких истребителей.
Всего же на официальном счету Покрышкина — 650 боевых вылетов, 156 воздушных боев, 59 сбитых вражеских самолетов лично и 6 — в группе.
Это официальная цифра, на самом деле побед у Покрышкина, как и у большинства других советских асов, было значительно больше, о чем будет сказано ниже. Сам летчик считал, что за годы войны им было уничтожено только в воздухе около 90 самолетов противника, и основания для этого у него были.
Редко кому из летчиков удавалось пройти столько воздушных боев и не погибнуть, более того — даже ни разу не быть серьезно раненым. Иногда Покрышкина спасали буквально миллиметры или какое-то чудо. Однажды пуля пробила бронированную спинку сиденья, срезала ремень, срикошетила от стойки кабины и чиркнула летчика по подбородку, залив его кровью. В другой раз угодила точно в лампу прицела, где и застряла.
Реабилитироваться Покрышкину удалось уже на следующий день, 23 июня 1941 года. Двойка истребителей МиГ-3 была отправлена на разведку: выяснить, наводит ли враг переправы через пограничную реку Прут. При возвращении нашу пару атаковала пятерка мессершмитов Bf-109E. В своем первом настоящем воздушном бою Покрышкину удалось применить многое из того, что в дальнейшем стало его фирменным стилем и основой школы советского истребительного боя. Бой на вертикалях, на максимальных скоростях, с постоянным использованием фигур высшего пилотажа, стрельба с максимально коротких дистанций.
Воюя в группе, Покрышкин всегда атаковал первым, выбирая самого сильного и агрессивного противника, командира группы. Сбивал обычно первой же стремительной атакой, чем вызывал замешательство врага. Излюбленным приемом аса были лобовые атаки с максимальным сближением и стрельбой в упор. Нужно было обладать невероятной реакцией, координацией и выдержкой, чтобы за доли секунды до столкновения успеть расстрелять врага и уйти от обломков его самолета.
Немецкие летчики знали, против кого им приходится воевать. Уже в 1943 году летный почерк Покрышкина был хорошо известен командованию люфтваффе. Наблюдатели на земле и в воздухе предупреждали своих пилотов: «Внимание! Внимание! В небе Покрышкин!»
С самых первых вылетов Покрышкин завел для себя правило тщательно разбирать и анализировать все, что происходило в полете. Для этого он завел альбом, куда зарисовывал траектории перемещений участников боя, различные схемы расположения самолетов при различных их построениях, делал расчеты времени и расстояния. Этот альбом стал основой подготовки молодых летчиков пополнения — их боевой академией.
Покрышкину принадлежит и ряд тактических новинок. Например, патрулирование охраняемой территории «маятником»: истребители не ходили, как раньше, медленно по кругу, а носились по диагоналям на большой скорости с набором высоты и планированием вниз. «Кубанская этажерка»: пары выстраивались по высоте с горизонтальным смещением, получая лучший обзор и возможность эффективнее прикрывать друг друга.
Досконально изучив теорию и практику воздушного боя, а также имея профессиональную техническую подготовку, Покрышкин постоянно вносил полезные изменения в конструкцию боевых самолетов.
По его настоянию с МиГов были сняты сдвижные части фонаря кабины пилота, как как при скорости выше 400 км/час фонарь не открывался, из-за чего летчик не мог покинуть подбитый самолет. На «аэрокобре» Покрышкин соединил управление пушкой и пулеметом в одной ручке, чем упростил управление огнем.
К концу войны наши самолеты были уже лучше вооружены и защищены, у летчиков появилась радиосвязь, а о подходе врага сообщали наземные службы, оснащенные локаторами. Наши летчики набрались опыта, стали тактически грамотными, научились взаимодействовать, стала цениться инициатива. У немцев же, наоборот, были выбиты лучшие кадры, которые в спешке заменялись неопытными и плохо обученными летчиками. Это был уже не 1941-й и даже не 1943 год. Сбивать врага стало объективно легче. Но после того, как Покрышкина назначили сначала командиром авиаполка, а затем и командиром авиадивизии, летать «на охоту» ему запретили. Слишком ценным он был кадром и слишком знаменитым человеком, единственным трижды Героем Советского Союза, чьей жизнью уже нельзя было рисковать
24 июня 1945 года на Параде Победы Александру Ивановичу Покрышкину было доверено нести знамя 1-го Украинского фронта. Пройдя Мавзолей, он передал его специально выделенному офицеру-сменщику и поднялся на трибуну для командного состава, чтобы увидеть, как 200 знамен и штандартов разгромленных фашистских соединений будут брошены к подножию Мавзолея как символ Победы. Одной на всех, но самой главной. Четыре года войны остались позади.

2

3

4

5