Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Настройки отображения

Официальный сайт Администрации

Мы в социальных сетях

   VK60x60     OK60x60     

1943 год стал годом освобождения Кубани от фашистской оккупации. 12 февраля 1943 года советские войска освободили краевой центр и развернули широкое наступление на Крымск-Новороссийск, Славянскую-Темрюк.

Потеряв Краснодар, противник был вынужден отойти на новые оборонительные рубежи. Красноармейское направление фашисты считали неприступным. Прибывшие в начале 1943 года в станицу немецкие части 17 полевой армии генерал-полковника Руоффа создали здесь целую систему оборонительных сооружений, включавшие в себя артиллерийские позиции, минометную батарею, пулемётные точки. Покрытые минными полями окраины станицы были обнесены проволокой – спиралью Бруно, на которой были подвешены «сюрпризы». Вместе с новыми немецкими частями в Красноармейскую прибыло подразделение СС, главной чертой которого была безжалостность к мирному населению и фанатичность в исполнении приказов. Подразделение выполняло «особое задание» – уничтожало евреев, коммунистов, советских воинов и «других нежелательных элементов».
И всё же за два зимних месяца 1943 года обстановка полностью изменилась. В результате усилий бойцов и командиров Красной армии в середине февраля 1943 года началось освобождение Красноармейского района.
Район освобождали части 11-го гвардейского и 9-го стрелкового корпусов 9-й и 37-й армий. В их составе сражались 409-я Армянская Кировоградско-Братиславская и 223-я Азербайджанская, 2-я гвардейская, 276-я стрелковая, 9-я горно-стрелковая и 4-я гвардейская стрелковые дивизии.
Освобождая близлежащие станицы одну за другой, советские воины приближались к районному центру. Бои шли по всему полукольцу, охватывающему Красноармейскую с севера, запада и юга.
Бои велись в невероятно сложных условиях плавневой зоны. Непроходимые лиманы и топи, многочисленные ерики, каналы и протоки, дожди, значительно затрудняли продвижение наших войск. Невозможно было окопаться, чтобы укрыться от огня противника – везде была вода. Безнадежно отстали тылы, не хватало боеприпасов, бойцы и командиры голодали.
Подполковник в отставке С. Кудинов, в то время – заместитель командира 11-го стрелкового корпуса Северо-Кавказского фронта, вспоминал: «Разгромить врага в узле обороны станицы Красноармейской и выйти на рубеж реки Протока. Вот задача, которая была поставлена корпусу командованием фронта. Несмотря ни на что, наш одиннадцатый стрелковый корпус под командованием И.Т. Замерцева настойчиво пробивался вперёд. Бой за станицу Красноармейскую достиг наивысшего напряжения. Весь этот район, казалось, был залит кровью и объят пламенем. Горело всё: подожжённые оккупантами станицы и хутора, подбитые танки, автомашины. Смрад и дым висели непроницаемой завесой. Люди на себе несли боеприпасы, тащили на руках пушки, плечами выталкивали застрявшие в грязи автомашины. Однако мы не ослабляли своих забот о наступательных действиях».
Офицер 223 стрелковой дивизии Б.М. Мехтиев в те дни записывает в свой дневник: «Оборона немцев перед Красноармейской в полосе наступления нашей дивизии состоит из отдельных окопов и стрелковых ячеек полного профиля, соединённых сплошными ходами сообщения. На многих участках установлены пулемёты, проволочные заграждения. Действия наших войск осложняются ещё и тем, что все каналы, чеки на рисовых полях и просто низины затоплены водой, которые немцы пропустили, открыв все шлюзы, и вдобавок - водой от непрерывных дождей…».
За скупыми, лаконичными строками архивных материалов тысячи и тысячи человеческих судеб, подвигов, страданий, смертей. Бойцы, освобождавшие станицу, проявили стальную волю, выдержку и бесстрашие. В свой женский день 8 марта девушки-саниструкторы под градом пуль и снарядов выносили с поля боя раненых солдат.
Понимая, что придётся отступать, немецкое командование составило план: вывезти из станицы весь скот; взорвать все представляющие ценность здания (школы, клубы, больницы, библиотеки и т.д.); взорвать все военные склады с боеприпасами; уничтожить всех арестованных и военнопленных.
С немецкой пунктуальностью фашисты осуществляли этот изуверский план. Станица содрогалась от страшных взрывов. Чудовищную жестокость совершили фашисты перед уходом 5 марта 1943 года. Ночью к комендатуре подъехали машины, на которых погрузили всех арестованных, томившихся в гестаповских застенках. По улице Ковтюха их вывезли за станицу к лиманам. Там, в районе скотобойни, немцы заставили людей рыть ямы. Вырыты были 2 большие и одна маленькая ямы. Построив пленных на краю этих ям, фашисты в упор расстреляли измученных людей. Тех, кто сразу не упал – добивали и швыряли на дно ямы, которые к тому времени уже заполнились лиманной водой. Ни мольбы, ни стоны, ни плач маленьких детей не остановили палачей. Наспех присыпав землёй, они уехали, оставив наполненную расстрелянными людьми яму.
Утром 9 марта 1943 года на земле Красноармейского района грохотали танки, под прикрытием артиллерии в беспрерывные атаки шли пехотинцы.
11 стрелковый корпус в 4:00 9 марта перешел в наступление в направлении западной окраины станицы Красноармейской преодолевая незначительное сопротивление немецких войск (мелких групп), а также сплошные минные поля у окраины станицы. К вечеру 9 марта советские войска вышли на рубеж:
- 131 стрелковая бригада форсировала Полтавский Ерик в районе юго-восточной окраины Казачий Ерик и вышла на линию дороги и отдельных домов (2,5 км северо-восточнее надписи Протичка).
- 84 стрелковая бригада на рассвете 9 марта ворвалась на северо-западную окраину станицы Красноармейской и продолжала теснить противника. В течении дня бригаде удалось выйти на юго-западную окраину станицы.
- 19 стрелковая бригада в течении дня заняла западную часть станицы Красноармейской (Полтавской).
223 стрелковая дивизия подразделениями 1041 стрелкового полка в результате активных боевых действий, в течение ночи очистила южную окраину станицы Красноармейской (Полтавской).
В боях под станицей сложили головы, умерли от ран, пропали без вести более тысячи наших бойцов и офицеров.
После двухнедельных кровопролитных боёв районный центр был занят частями Красной Армии, и к полудню над станицей уже реял красный флаг.
Первые весенние цветы, первые улыбки, появившиеся на лицах станичников, вперемежку со слезами на глазах, дружеские объятия и слова горячей благодарности – всё это было отдано освободителям.