Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

Надо отметить, что названия обряда колодки на Кубани в целом сходны с терминологией метропольных традиций.

В говорах отмечены такие общеславянские наименования, как вешать колодку, вязать колодку, чиплять колодку, прывьязать колодку, волочить колодку. Однако в плане обрядовой семантики кубанского обряда наблюдается ряд отличий от его воплощения в материнских традициях. В первую очередь следует отметить значительную вариативность проявления обрядовой семантики вязания колодки на Кубани, что связано, очевидно, с широкой географией мест, из которых традиция была принесена переселенцами. Кроме того, на кубанских землях обряд стал обрастать новыми элементами и смыслами.
Итак, вариативность присутствовала относительно времени проведения обряда. Традиционно обряд колодки приурочен к Масленице. Например, в станице Кубанской обрядовое действие проводили в первый день масленичной недели, как положено в исконной традиции; в ст-це Бесленеевской – в среду и в четверг (Бондарь, 2003, с. 86). В станице Черноерковской обряд совершался в заговенье, то есть в день перед началом поста: «Туди на заговны сходяця, называлося колотку вьязать… Хто ны ожинывся, пока уже низя будэ свайбы гулять» (ст-ца Черноерковская). Однако в большинстве кубанских поселений обряд не был закрепленным за определенным днем: колодки вязали, начиная с первого дня и до воскресенья (Прощеного дня).
В качестве колодок в предвоенные и послевоенные годы чаще использовались подарки (рубашка, отрез на платье, платочек, полотенце). Продолжали бытовать и традиционные предметные символы «женильной» тематики: маленькие покупные колодочки, перевязанные лентой, кабак, восковой цветок, чурбак/дрючок.
В ст-це Черноерковской использовали цветок, очевидно, из бумаги, наподобие свадебных цветов: «Паринь гуляе и гуляе давно, ны жэныця. Ну, собыраюця хлопци и дивчата: “Давайтэ ему колотку прывьяжим”. А колотка яка –бутылка воткы и цвиток ему чипляють. И вин носытымэ той цвиток, покы ны найдэ соби нивесты. Называиця колодка. В види шуткы. Вин его чи в карман положе, носэ. Должэн носыть, покуда вин нэ жэныця» (ст-ца Черноерковская).
В некоторых станицах колодку привязывали полотенцем к руке или ноге не обзаведшегося семьёй в «вылыкый (рождественский – Н.Б.) мясоед». Колодка в каком-то смысле, со слов информантов, выступала в качестве заместителя жениха или невесты: «Привязывали колодки вместо жениха, невесты».
Источники:
1.О.С.Финько.Языковая репрезентация масленичного обряда колодки
в кубанской традиции.
2.Н.И. Бондарь «Календарные праздники, обряды и фольклор».
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».