Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Настройки отображения

Официальный сайт Администрации

Мы в социальных сетях

   VK60x60     OK60x60     

Ахметвалеев (Ахмет) Леонид Нургалович – командир вертолёта Восточно-Сибирского управления гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР, Бурятская АССР.
Родился 14 октября 1931 года в Автономной Татарской Социалистической Советской Республике, ныне – Республика Татарстан, в семье колхозника. Татарин.
Трудовую деятельность начал рабочим на железной дороге, после окончания школы авиамехаников продолжил работать по специальности механика-дефектоскописта, готовил самолёты к полётам.
После окончания в 1954 году Бугурусланского лётного училища* Гражданского воздушного флота начал лётную работу на самолёте По-2, обрабатывал с воздуха колхозные поля, работал с лесоустроителями, топографами, геологами-съёмщиками, буровиками. После обучения в 1958 году Л. Н. Ахметвалеев (в обращении – Ахмет) был переведён в Улан-Удэнское авиапредприятие, в числе первых вертолётчиков прибыл в Бурятию. Со временем стал высококлассным специалистом, которому поручались особо сложные полёты. К середине 1970-х годов он характеризовался как один из лучших и опытных вертолётчиков страны с налётом более 10 тысяч часов. Возил буровые штанги и другой негабаритный груз (для чего приходилось летать с раскрытыми задними створками), устанавливал опоры высоковольтных линий, спасал колхозное имущество во время неожиданных наводнений, зачастую при этом фиксируя вертолёт в положении «на подвесе». Когда многодневные проливные дожди подняли уровень многих рек Центральной Бурятии, тысячные отары колхозных овец в долине реки Удэ оказались под угрозой затопления. Вертолёт приходилось сажать на крохотные островки сухой земли, экипаж совместно с чабанами грузили скот (более 60 голов за рейс) и в последнюю минуту вывозили животных.
Командир вертолёта Ми-8 Восточно-Сибирского управления Гражданской авиации Ахмет неоднократно летал с разведчиками нефти и на гравиметрическую съёмку с воздуха в Тюменской и Иркутской областях, перегонял вертолётную технику в Чехословакию, ГДР и Польшу.
Ахмет с самого начала привлечения вертолётной группы работал на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ). Он первым в стране применил вертолёт для раскатки высоковольтных проводов, когда барабан весом около 3 тонн устанавливался в Ми-8 и в полёте растягивал нить провода длинной 2,5 километра. На всю операцию уходило 11 минут. С учётом бездорожья на трассе от Магистрального до Северобайкальска и Нижнеангарска, от прокладки 7 таких ниток экономический эффект получался огромным.
Вылетал в командировку в Монголию, когда вышла из берегов река Тола, затопив обширные пространства, небольшие поселения и равнинные пастбища в районе Улан-Батора. Ми-4, управляемый Ахметом, зависал так, что шасси чуть не касались крыш домов, забирал одновременно человек по десять и летел до ближайшего безопасного места. Доставлял продукты, медикаменты, тёплую одежду и палатки спасённым. Во вторую свою командировку в Монголию его экипаж помогал местным специалистам проводить геологические работы в Южной Монголии, в невероятно сложных климатических условиях.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 марта 1981 года за выдающиеся производственные достижения, досрочное выполнение заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств по перевозке пассажиров, применению авиации в народном хозяйстве и освоение новой авиационной техники Ахметвалееву Леониду Нургаловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Впоследствии работал пилотом-инструктором и командиром звена вертолётов Ми-8.
В 1984 году управлял вертолётом, осуществившим транспортировку в Северобайкальск гидросамолёта АНТ-4, потерпевшего в декабре 1940 года аварию на Шаман-горе (ныне – Хилокский район Забайкальского края).
Выйдя на заслуженный отдых, Л. Н. Ахметвалеев переехал в 1989 году в Краснодарский край. Жил в станице Полтавской Красноармейского района. У Леонида Нургаловича двое сыновей - Вадим и Владимир, дочь Галина. Его сын Вадим служил на подводной лодке, Владимир пошел по стопам отца, управляя винтокрылыми машинами. Умер 27 июля 2006 года. Похоронен на новом Полтавском станичном кладбище.
Награждён орденами Ленина (10.03.1981), Трудового Красного Знамени (15.06.1971), медалями, в том числе «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (08.10.1976), а также нагрудными знаками «Отличник Аэрофлота» и «За безаварийность».
Один из горных пиков в районе Чары на севере Читинской области назван в его честь – вершиной Ахмета.

* Бывшее Криворожское лётное училище, которое в апреле 1951 года перебазировалось из Кривого Рога (Днепропетровская область Украинской ССР) в Бугуруслан Чкаловской (с 1957 года – Оренбургской) области.

ИСТОЧНИКИ
1.https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=31547
2.Командир вертолёта. В.Г. Митыпов. Улан-Удэ, 1982.
3.Станица Полтавская / Администрация Полтавского сельского поселения, ООО «Редакция газеты «Голос правды»; ред. коллегия: С.В. Базалук, А.И. Безворитняя, Д.А. Горбань, Н.А. Ивеншев, Ю.В. Карпенко, А.Н. Косенко. – Краснодар: ИП Профатилов, 2019. – 256 с.
4.Публикации в сети Интернет

ALN 1

ALN 2

ALN 3