Музейная акция «История одного предмета»

Хромолитография (др.-греч. χρῶμα — «цвет, краска», λίθος — «камень», γράφω «пишу») — цветная литография, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма (до 20 и более). Печатная форма делается на камне или цинковой пластине, на которые предварительно всегда наносился контур цветового пятна. Техника хромолитографии достаточно широко использовалась во второй половине ХIХ и в начале ХХ века.

На фотографии хромолитография из фондов музея «Вид Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря близ города Сухум, на Кавказе, с южной стороны». Хромолитография Е. И. Фесенко, Одесса. 1901 г. 33х45 см. От С.-Петербургского Духовного Цензурного Комитета печать разрешается. С.-Петерубрг, 13 апреля 1901 г. Ст. цензор архимандрит Антипин.

На литографии видны все храмы Ново-Афонского монастыря (включая приморскую и нагорную его части), хозяйственные постройки и часовни. Также на литографии изображен ныне утерянные храм у восточной части нагорного строения (ныне – территория государственной дачи) и небольшая часовня на горе (ныне ул. Орлиное Гнездо).

Над всей композицией изображения Богородицы с Покровом, св. Пантелеимона и св. Симона Кананита справа и слева от нее, как небесных покровителей Ново-Афонской обители.

HB2020 07 06