Дорогие друзья, мы запускаем художественную рубрику «Шедевры живописи», в ходе которой будем рассказывать вам о самых известных полотнах из музеев России.
Сегодня мы рассмотрим картину русских художников И. И. Шишкина и К. А. Савицкого «Утро в сосновом лесу». Государственная Третьяковская галерея
«Утро в сосновом лесу» было впервые представлено на XVII Передвижной выставке 1889 года.
Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, — едва ли не самая известная работа художника. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник — Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались.
Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки — то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий. Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами — искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.
Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого была стёрта с картины. Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину.
Для того, чтоб посмотреть видеообзор на картину, переходите по ссылкам на наши странички в социальных сетях: