«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Илья Репин
1880-е — годы творческого расцвета мастера русского реализма Ильи Репина. В этот период художник написал монументальное полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
На создание картины Репина вдохновила легенда времен второй русско-турецкой войны. Согласно ей, в 1675 году султан Махмуд IV прислал казакам Запорожской Сечи высокопарное послание, в котором велел им немедленно добровольно сдаться. В ответ казаки составили ироничное и совершенно нецензурное письмо.
Оригинал сочинения казаков не сохранился, но в 1870-х годах копия XVIII века оказалась у известного историка Дмитрия Яворницкого, близкого друга Репина. Однажды в качестве шутки Яворницкий зачитал письмо на светском приеме, где присутствовал и живописец.
Репина покорил образ мужественного, жизнерадостного, свободного народа, и он тут же принялся работать над этюдами. Первый карандашный набросок он сделал в 1878 году, а основной вариант «Запорожцев» окончил только в 1891 году. Ни над одним другим полотном художник не трудился так долго.
Существует еще две версии «Запорожцев». Первый эскиз маслом 1887 года хранится в Государственной Третьяковской галерее. В 1889 году Репин начал писать еще один, не такой масштабный, но «исторически более достоверный» вариант картины, который так и не закончил. Он хранится в Харьковском художественном музее.
Репин тщательно изучал историю и быт казаков, специально ездил в Малороссию. По воспоминаниям его старшей дочери Веры, долгое время вся семья жила только запорожцами: художник читал вслух рассказы о Сечи, дети играли в казаков и лепили из глины их фигуры.
Еще один источник, вдохновлявший художника, — «Тарас Бульба» Николая Гоголя. На полотне присутствуют герои повести: казак в красном кафтане и белой папахе — это сам Тарас Бульба. Улыбающийся юноша с желто-голубой пикой — младший сын Андрий, справа от него стоит старший сын Остап с повязкой на голове.
Запорожцев Репин писал с конкретных людей, своих современников. Это были и случайные попутчики, и друзья художника. Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк вспоминал:
«Ему нужно было позаимствовать мои глаза для одного, а для другого веко глаз, и для третьего запорожца поправить нос».
Во время работы над полотном Репин изучал картины мастеров группового портрета XVI–XVII веков. Больше всего он ценил творчество испанца Диего Веласкеса и голландцев Рембрандта ван Рейна, Франса Хальса. «Рембрандт и Веласкес — мои боги», — говорил он о европейских живописцах.
В 1895 году картину наградили золотыми медалями на выставках в Мюнхене и Будапеште. В 1892 году «Запорожцев» за 35 тысяч рублей купил Александр III. Это была огромная сумма, на которую Репин смог купить имение около Витебска. После революции картина перешла в собрание Русского музея.
Переходите по ссылкам на наши странички в социальных сетях для просмотра видеосюжета:
Одноклассники: https://ok.ru/profile/575068725463/statuses/152233045654999
Вконтакте: https://vk.com/id548913758?w=wall548913758_471%2Fall
Инстаграм: https://www.instagram.com/p/CEyZIlcHtDo/