Мы продолжаем рассказывать о четвероногих героях Великой
- Подробности
- Создано: 21.01.2021 11:56
Отечественной войны.
Часть вторая — «Кошки».
Кошки были настоящими пушистыми сенсорами: именно по их поведению – беспокойство, вздыбленная шерсть, испуганные крики – люди определяли приближающуюся опасность бомбёжки. В то время как изобретенные человеком приспособления только сканировали воздух на предмет появления бомбовой угрозы, живые пушистые «радары» уже оповещали людей об опасности, благодаря чему было спасено бесчисленное количество жизней.
Природное чутьё и идеальный слух кошек практически всегда помогали вовремя предотвратить атаки врага.
Конечно, кошки во время войны занимались и своими прямыми обязанностями — ловили мышей, спасая скудные запасы провизии и предотвращая инфекции, которые переносили грызуны, но главное, они оказывали психологическую помощь, помогая фронтовикам пережить войну.
Мурлыкающие бойцы поднимали боевой дух солдат, помогали справиться со стрессом и навевали тёплые воспоминания о доме. Даже те люди, которые обычно кошек не любили или были к ним равнодушны, к своим «партизанкам» относились трепетно. Все они говорили о том, что присутствие кошки дарило даже не надежду, а уверенность, что рано или поздно весь этот кошмар закончится и всё вернётся на круги своя.
Мирная жизнь, хлеба в полях, играющие во дворе дети и мурлыкающая на печке кошка – такая картина согревала душу. За неё имело смысл сражаться и умереть.
Но, рассказ о кошках Великой Отечественной войны был бы не полным без трагической истории Ленинграда: с 8 сентября 1941 года в городе началась 900-дневная блокада. Люди умирали от голода. Были съедены даже домашние животные, в том числе и кошки.
И в это время появились крысы, много крыс, целые полчища крыс. Они блокировали движение трамваев, уничтожали зерно на мельнице, где мололи муку для всего города, нападали на людей, обгрызали носы у спящих, губили в Эрмитаже картины великих художников, появилась угроза эпидемий. Крыс пытались давить танками, стреляли – всё было бесполезно.
Чтобы спасти город от прожорливых грызунов, в апреле 1943 года вышло постановление доставить в Ленинград из Ярославской области четыре вагона дымчатых кошек (дымчатые считались лучшими крысоловами).
Эшелон с «мяукающей дивизией» уничтожал крыс с продовольственных складов, но всё же кошек на весь город не хватало – их расхватывали моментально, за ними выстраивались очереди. В январе 1944 года котёнок в Ленинграде стоил 500 рублей, тогда как килограмм хлеба продавался за 50 рублей. И как только блокада была снята окончательно, прошла ещё одна «кошачья мобилизация». На этот раз мурок и барсиков набирали в Сибири специально для защиты бесценных хранилищ Эрмитажа и других ленинградских дворцов и музеев.
Зимой 1944 года милиция начала сбор кошек в Тюмени. В общей сложности из Сибири было вывезено около 5000 животных. Так сибирские кошки спасли Эрмитаж и основали новую популяцию ленинградских кошек.
О возможно, единственном выжившем в блокаду коте – Максиме – ходили легенды. В дом его хозяев в послевоенное время водили целые экскурсии – все хотели посмотреть на это чудо. Умер Максим от старости в 1957 году.
Для кошек, спасших наибольшее количество человеческих жизней во время войны, была учреждена специальная медаль «Мы тоже служим Родине». Эта награда считается одной из самых почётных в зверином мире.
Для просмотра видео переходите на наши странички в социальных сетях: