Исторический экскурс «Книжная полка»

Интересные истории из книг, которые хранятся в фондах музея. 

Сегодня хотелось бы познакомить вас с историей из книги «Станица Полтавская», 2019 год, стр. 13. 

В начале славных дел.

Корни Полтавского куреня уходят в далекую историю. Его начало было положено еще в 1576 году, с началом реформ польского короля Стефана Батория на Украине. В шесть полков Речи Посполитой записали всего шесть тысяч казаков. Остальные должны были стать селянами, попав в зависимость от польской шляхты и малороссийской старшины.

Не желая терять свободу, многие казаки двинулись в Запорожскую Сечь, став врагами короля. Так было и с выходцами из Полтавы.

С 1792 по 1809 год переселенцы жили сначала в устье реки Еи, затем в Фанагории при Кизилташском лимане и у крепости Копыл, построенной Александром Суворовым неподалеку от нынешнего хутора Трудобеликоского. Но определенное жребием место «за пятнадцать верст от вершины Сухой Ангелики» оказалось непригодным для жизни, было низменным и часто затоплялось водами разливающихся Кубани и Протоки. Так переселенцы с Украины оказались на берегах Полтавского ерика-там, где их потомки живут и поныне.

Первопоселенцы на первых порах рыли землянки, прокладывали улицы и дороги, хоть как-то обустраивая свою жизнь. При этом надо было нести службу на кордонах, защищая себя и свои семьи от набегов недружественных кавказских народов.

Первые турлучные хаты появились в полтавском курене не сразу. Их строили из глины, большие запасы которой нашли в окрестностях, и камыша, которого тоже было в преизбытке. Не хватало лесоматериалов. Бревна для изготовления досок приходилось возить из Красного леса, а это было и неудобно, и не безопасно.

Нездоровый климат, болезни, нередко возникающие эпидемии уносили десятки жизни людей, но, несмотря на это, население куреня постепенно росло. С 1805 года участились случаи нападения горцев на казаков, проживающих на окрестных хуторах. Учитывая это, станицу строили по типу небольшого укрепления: улицы делали узкими, что бы по ним могли разъехаться только две встречные телеги, хаты и хозяйственные постройки располагали близко друг к другу глухой стеной на улицу, а окнами-внутрь двора.

При возникновении опасности уличный проезд быстро перекрывали телегами, бочками, плетнями, за которыми можно было обороняться.

Большая смертность жителей Полтавского куреня, рост заболеваний и полное отсутствие медицинской помощи заставило правительство Российской империи, как отмечается в № 4 «Журнала министерства внутренних дел» за 1836 г., еще в 1827 году поставить вопрос об организации в Полтавском курене, находящемся вблизи от кордонной линии «именно от Ольгинского и Копыловского постов на 12 верст и далее», медицинского пункта.

Вопрос о штате врачей, аптекарских чинов и фельдшеров обсуждался три года. Наконец, в 1830 году был построен и открыт Полтавский войсковой лазарет на 50 коек. Он помещался в «строении турлучном, ветхом, состоящем из двух обширных комнат и покоя для аптеки, содержимых с отличной чистотой». Кроме того, имелись: «турлучная кухня, приемный покой, дом для медиков и цейхгауз на том же дворе».

1