1 августа отмечается День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов.
В этот день хотим вам рассказать об интересной статье Галич А.М., Бабич А.В. Пастырское служение военного священника о. Иоанна Ястребова (1879-1916), опубликованной в издании «Вестник архивиста Кубани» в 2016 году.
«…В период Первой мировой войны 1914-1918 гг. военные священники, находившиеся при полках, наряду с простыми воинами, несли на себе все тяготы фронтовой жизни. В то же время они не только самоотверженно и честно исполняли свои прямые обязанности, но и, порой, с крестом в руках, вместе с полковыми командирами, храбро шли вперед, вдохновляя воинов личным примером.
В настоящей публикации представлены материалы из фондов Государственного архива Краснодарского края и Ставропольских епархиальных ведомостей о военном священнике о. Иоанне Ястребове, служившем в 10-м пластунском батальоне и погибшем на Кавказском фронте 15 июня 1916 года.
Телефонограмма № 1198
командующего 10-м Кубанским пластунским батальоном благочинному церквей 2-й Кубанской пластунской бригады
24 июня 1916 года
Сообщаю, что священник вверенного мне батальона О. Иоанн Ястребов, во время боя с турками 15 июня с/г., идя все время с крестом в руках в передней цепи, был убит артиллерийским снарядом турецкой батареи.
ГАКК. Ф. 444. Оп. 1. Д. 9. Л. 107. Машинописная копия.
Священник Иоанн Ястребов. Некролог
г. Ставрополь 17 июля 1916 г.
15 июня сего 1916 года, в 12 часов дня, в бою с турками, неприятельским артиллерийским снарядом убит священник 10-го Кубанского пластунского батальона Иоанн Петрович Ястребов.
В указанный день о. Ястребов, всегда находившийся при перевязочном батальонном пункте, видя тяжелое боевое положение своей части, пошел в передовую линию батальона. Натиск огромных турецких сил доблестно и стойко сдерживался с июня пластунами №№ бригад. В числе батальонов, препятствовавших туркам прорваться, был и 10-й.
Яростные, ожесточенные атаки турок разбивались о беспримерную стойкость, мужество, храбрость и самопожертвование пластунов. На смену убитым фанатично шли новые и новые колонны турок.
Занимая то одну, то другую позицию, то выбивая турок контратакой, то, под натиском в 10 раз превосходящих неприятельских сил, переходя на новые, более удобные позиции, испытывая во время этих кровавых боев и тяжелых передвижений по едва проходимым горным тропинкам, беспрерывно днем и ночью, в холоде, дожде и тумане, крайние лишения, пластуны не падали духом, с редким терпением переносили невзгоды, с изумителною стойкостью отражали многочисленные атаки врага.
Все, что переносил в эти дни 10 батальон, переживал и пастырь – о. Ястребов.
Участник всех переходов батальона, о. Иоанн ограничил, в силу необходимости, на первых порах, свою пастырскую деятельность перевязочным передовым пунктом, там подавая и медицинскую (как помощник врача) и духовную помощь раненым, утешая страдальцев, закрывая глаза умирающему пластуну.
15 июня о. Ястребов идет со словом ободрения и воодушевления в окопы своих духовных детей – пластунов. Осеняя Св. Крестом храбрых защитников Царя и Отечества, призывая благословение Господне на борцов за правду, о. Иоанн проходил ряд окопов, вливая дух бодрости в души казаков.
Дождь пуль, разрывы снарядов не колеблют духа пастыря. Исполняя свое святое пастырское служение с первого дня военных действий России с Турцией, о. Ястребов исполнил его… до конца: стакан вражеского артиллерийского снаряда врезался в левый бок о. Иоанна и вырвал все внутренности желудка. Подхваченный преданными ему пластунами, о. Ястребов жил около 10 минут, повторяя одно слово: «братцы» — это умирающими устами пастырь звал на борьбу за братство и счастье народов своих верных пластунов.
По дороге к перевязочному батальонному пункту тихо и отошел к Богу пастырь добрый, душу свою положивший за овец своих. На 37 году своей жизни скончал земные дни свои о. Ястребов.
Родился он, сын диакона, 29 августа 1879 года, в ст. Новоминской. В 1903 г. окончил курс Ставропольской духовной семинарии. В том же году, 9 июля, рукоположен в сан диакона к церкви села Николаевского [Ставропольской губернии]. Через два года, 19 июля 1905 года, принял сан священника и состоял при церкви ст. Суздальской до 1910 года. С 26 июля с.г. свое иерейское служение совершал в ст. Полтавской [Кубанской области] до 21 июля 1914 года, когда призванный по мобилизации, и был зачислен в 10-й Кубанский пластунский батальон.
Не разлучаясь с батальоном ни на один день, о. Ястребов совершил с ним трудный поход по турецкой территории с 19 октября по 31 декабря 1914 года. Участвовал о. Иоанн и в боях этого периода времени.
Памятные всем пластунам дни 12, 13 и 14 мая 1915 г. о. Ястребов был при батальоне, переживал вместе с ним все ужасы этих дней, когда пластуны своею грудью сдерживали (и сдержали) натиск австро-германцев у с. Кальникув и Яворова [Галиция]. Под градом тяжелых неприятельских снарядов о. Ястребов тихо и незаметно совершал великое дело милосердия на своем перевязочном пункте.
Переброшенный из Галиции (Радымно-Яворов) в Буковину (за Хотин на берег Днестра) 10-й батальон 8-го июня пошел у с. Баламутовка в атаку на австрийцев. По недавнему полю битвы, 8-го днем, можно было видеть о. Ястребова, под артиллерийским огнем убиравшего павших в бою своих дорогих пластунов.
В дни после 8 июня перевязочный пункт 10 [пластунского] бат.[альона] со своим врачом и духовным пастырем был буквально под артиллерийским обстрелом австрийцев, находясь в самом с. Баламутовке. Во время атак 2, 3 и 4 июля у селений Громешти и Ржавенцы в окопах 10 бат. был и батюшка о. Иоанн, подавая помощь раненым, предавая земле убиенных на поле брани христолюбивых воинов.
В бою 25 августа у дер. Венятенцы о. Иоанн опять сопутствовал своему батальону.Разделяя со своей частью все лишения, о. Ястребов разделял всецело и готовность положить живот свой за Веру, Царя и Отечество.
Снова вернувшись на Кавказский фронт, с первого же боя 1 апреля на Кара-дере, о. Иоанн возобновляет свою пастырскую деятельность, которая не ослабляется и во время боя батальона 29-30 мая, когда он идет в самую передовую цепь свою и оттуда выносит раненых.
Во время отдыха батальона в резерве о. Ястребов неопустительно совершал Богослужения, наставляя живым словом проповеди своих пасомых в правилах веры в Бога, любви к Отечеству и преданности Царю – Божию Памазаннику.
Заботами и трудами о. Иоанна сорганизована и продуктивно функционировала походная библиотека для нижних чинов батальона. 15 июня многотрудная и тяжелая работа о. Ястребова внезапно и навсегда, Божием произволением прерывается.
Отдав почти все свои силы на служение Родине в настоящую великую 2-ю Отечественную войну, ей же, дорогой Отчизне, отдает о. Ястребов и жизнь свою.
Своею геройскою смертью на славном посту боевого духовного пастыря о. Иоанн запечатлел в поддержку слабых духом, в укоризную сомневающихся в самоотверженности и опасности святой работы священника на позициях, в духовную радость и гордость пастырей, труждающихся ныне на театре военных действий – Святую заповедь Господа, для всех в переживаемую годину обязательную: «никто не имеет больше той любви, да кто жизнь свою положит за друзей своих»: за Веру Святую Православную, Царя – Божия Помазанника, за дорогую для всякого сердца русского многострадальную отчизну.
Боевая деятельность о. Ястребова отмечена: награждением его орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом и представлением его к бархатной фиолетовой скуфье.
Покойный оставил после себя жену и троих малолетних детей: 12 лет, 5 лет и 4 года.
Тело о. Ястребова отправлено на место последнего его служения – в ст. Полтавскую Кубанской области.
Благочинный церквей 2-й Кубанской пластунской бригады
Священник Сергий Тихомиров.
Ставропольские епархиальные ведомости. № 28. 17 июля 1916. С. 915-919.
Священник-герой.
(К славной смерти на поле брани священника о. Иоанна Ястребова)
8-9-го июля сего года в ст. Полтавской Кубанской области происходило печальное торжество. Привезли тело убитого на войне священника ст. Полтавской о. Иоанна Ястребова. О прибытии тела было известно раньше, население станицы своевременно было предупреждено, и, так как в этот день случился праздник Казанской иконы Божьей Матери, то на стнцию Полтавскую Черноморско-Кубанской железной дороги для встречи тела собралась к приходу поезда огромная толпа народа. К 1 ч. дня прибыло местное духовенство во главе с о. благочинным священником Г. Поярковым; на платформе станции к прибытию поезда расположились хоругви, хор певчих и оркестр духовой музыки. По прибытии поезда, гроб с останками был вынесен из багажного вагона и после краткой литии на плечах бывших прихожан перенесен в храм Св. Николая, где служил покойный. Шествие было грандиозное: народная толпа растянулась на целую версту, пока не остановилась возле двора покойного священника, куда по дороге занесли тело его. Здесь, после краткой литии была сделана попытка посмотреть лицо покойного; была снята крышка деревянного гроба, под которой оказался цинковый гроб с окошечком над головой, но стекло в нем настолько потускнело изнутри, что совершенно ничего не было видно. Тут горе семьи и престарелых его родителей и др. родственников особенно остро почувствовалось и, прежде насильно сдерживаемое, вырвалось наружу с особой силой и проявилось в громких воплях, потоках слез и обмороках. От двора до храма было уже недалеко и процессия, сопровождаемая печальными мелодиями, попеременно то церковного хора, то оркестра, к 4 часам дня достигла его. После великой панихиды, отслуженной соборне 5-ю иереями, до начала вечерни читалось над гробом св. Евангелие попеременно всеми священниками, а также после всенощной.
На другой день была совершена собором заупокойная литургия, в конце которой о. благочинным священником Г. Поярковым было произнесено глубоко прочувствованное слово, во время которого все молящиеся навзрыд плакали.
По окончании литургии вместо чина погребения, который был уже совершен над телом почившего иерея в г. Батуме, была отслужена великая панихида, пред которой священником Н. Бордычевским была сказана краткая речь о величии подвига покойного иерея и его достойной матушки с призывом к подражанию им. После панихиды гроб с телом на руках священнослужителей был вынесен из храма и, после троекратного обнесения вокруг него, был опущен в приготовленный в церковной ограде склеп, над которым общество ст. Полтавской имеет ввиду по окончании войны построить часовню в память Полтавских воинов, положивших в эту великую войну живот свой за Веру, Царя и Отечество, во главе со своим достойным пастырем.
Покойный о. И. Ястребов был еще молодой человек, лет 36, по окончании курса в Ставропольской духовной семинарии, он пробывши недолго диаконом, пять лет священствовал в ст. Суздальской, а в 1910 г. перевелся в ст. Потавскую, где обзавелся своим домиком и жил хотя и не богато, но счастливо, и пользовался расположением прихожан и знакомых. С первой же мобилизацией он отбыл к своему 10-му пластунскому батальону, и с тех пор неотлучно сопутствовал ему сначала в Турцию, потом в Австрию и затем опять в Турцию, откуда ему суждено было вернуться уже бездыханным. Везде и всюду он исполнял свой высокий долг с величайшим самоотвержением: с крестом в руках, впереди своих пластунов, ободряя и воодушевляя их на великий ратный подвиг, он пал смертью героя, сраженный турецким снарядом не в тылу, а в передовой цепи, благословляя и напутствуя своих соратников на предстоящую атаку. Он был убит 15 июня близ селения Офы, между Трапезундом и Платаной. Своею славною смертью, своим величайшим подвигом, заставившим его положить душу свою за други своя, он заслужил неувядаемый венец славы на земле и венец нетления на небе.
Даруй же, Господи, не только ему вечное блаженство, но и малолетней семье его, состоящей из 4-х малюток, силу и бодрость терпеливо перенести посетившее ее тяжкое горе.
Очевидец.
Ставропольские епархиальные ведомости. № 30. 31 июля 1916. С. 975-977.
Материал опубликован: Галич А.М., Бабич А.В. Пастырское служение военного священника о. Иоанна Ястребова (1879-1916) // Вестник архивиста Кубани. № 11. 2016. С. 312-318.