78-я годовщина освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков #япомню Дмитрий Шлыков: я защищал Кавказ
- Подробности
- Создано: 08.10.2021 14:11
12 февраля 1943 года освободили Краснодар, затем погнали немцев на запад от этого города. Освободили многие хутора и станицы Кубани, в том числе станцию Линейную.
А недалеко от этой станции находилась станица Холмская. Туда нам входить не разрешили, сказали, что там проказа «гуляет».
В апреле для некоторых солдат и младших командиров открыли курсы младших лейтенантов при 9-й армии станицы Медведовская. Мне там пришлось проучиться всего около двух недель, так как эту программу я знал после Куйбышевского воздушно-десантного командного училища. Мне присвоили звание младшего лейтенанта и направили в ту же часть, где я возглавил минометную батарею, и мы погнали немцев в сторону Анастасиевской станицы. Там было много плавней. В плавнях росли камыши островами. Немцы сильно нас обстреливали из орудий и минометов, снаряды рвались прямо в воде, глушеная рыба всплывала наверх, и наши повара собирали ее и кормили нас этой рыбой.
Лето 1943 года на Кубани было очень дождливое, асфальтированных дорог не было, а грунтовые превратились в сплошное месиво. Тогда не только машина не могла проехать, но даже лошадь не могла везти свою повозку. А на передовой не хватало боеприпасов. Тогда наша команда мобилизовала в близлежащих к фронту станицах и хуторах население, чтобы люди помогали, подносили боеприпасы вручную. Эту помощь нам оказывали и женщины, и старики, и дети. И благодаря им нам удалось гораздо быстрее подойти к хорошо укрепленной немцами оборонительной позиции под названием «Голубая линия». Там в 4 часа утра началась двухчасовая артподготовка. Сотни наших минометов,танков, «катюш», авиация и артиллерия обрушили шквалы огня на этот участок. После артподготовки наша дальнобойная артиллерия и авиация бросились с огнем вглубь «Голубой линии», а мы пошли в наступление, которое выдалось очень трудным, поскольку немцы заминировали все подступы к своим дотам, блиндажам и траншеям. Но, несмотря на это, мы шаг за шагом продвигались к цели. Здесь нам помогали наши саперы, которые разминировали дорогу.
И вот вдруг из одного дота открылся пулеметный перекрестный огонь, и наше наступление остановилось. Тогда мне приказали накрыть этот дот минометным огнем. Я дал команду наводчику первого расчета, Борису Ивлеву, уничтожить этот дот, потом отдал команду всей батарее заложить около него три мины и дать беглый огонь. В течение нескольких минут наши мины около дота взорвались. В это время наши ребята бросали гранаты и продолжали наступление. А на этом участке «Голубой линии» у немцев через каждые пятьсот-восемьсот метров были огневые точки, соединенные между собой траншеями. Мы несли большие потери! Там, где мы вообще не ожидали никакой опасности, немцы вырвались из очередных своих укреплений на «Фердинанде» (самоходке). Он буквально прямой наводкой выстрелил в нас. Меня и Сашу Прудникова ранило, а Колю (позабыл фамилию) убило. Он был родом из Иркутской области. Меня привезли в госпиталь в Новотитаровскую станицу и стали лечить.