Предметы вышивки и ткачества в интерьерах кубанских хат.
Внутреннее убранство хат, в которых жили кубанцы, соответствовало не только своему практическому применению, но и особенностям быта, устоев и циклов народной духовной жизни.
В этом большую роль играли предметы народного творчества - ткачества и вышивки. Исследователи обращают внимание на то, как преображалась кубанская хата в праздничные дни: "Интерьер казачьего жилища менял свой облик в соответствии с сезоном, так, например, на зиму в хате часто ставили ткацкий стан, предметы прядильного производства.
Облик помещения совершенно преображался в праздник. К христианским праздникам – Рождеству, Пасхе, Троице и в дни совершения обрядовых действий было принято украшать хату вышитыми рушниками, настольниками, одеялами, подушками с «расшитыми» наволочками.
Для праздничного убранства хаты использовалось несколько накрючников, на которые вывешивали богато орнаментированные полотенца, откуда и происходит их название: «крючковые» или «килковые» (укр. «килок» – деревянный гвоздь). После праздника «все это убирали и клали в сундук до следующего большого праздника».
Обычай украшать свои жилища вышитыми и ткаными полотенцами распространен у южнорусского населения и среди украинцев." Дореволюционные этнографы упоминают о том, что были станицы, где народное ремесло как форма труда в среде коренного казачьего населения не пользовалось популярностью, а было прерогативой немногих умелиц из сословия "иногородних".
В работе Л.В. Македонова о быте предгорных станиц Кубанской области можно встретить интересную информацию о том, что: "...Женщины, как в промышленных занятиях, так и в ремесленном труде принимают очень малое участие. В больших станицах есть швеи, но прях, ткачих, кружевниц, вышивальщиц почти совсем нет. Материалы домашней одежды, в особенности, для верхнего платья, почти всюду и всеми покупаются, холста и сукна домашнего изделия очень мало. В немногих домах найдется в запасе десяток-другой аршин холста «на портки казакам» (при выходе в полк).
Ткацких станов («кросна»), столь обычных в русской деревне, в домах казаков совсем не видно. Во все время исследования пришлось встретить только двух вышивальщиц, но оказалось, что это были крестьянки Рязанской губернии, вышедшие замуж за казаков...".
Развитие традиций, привезенных на Кубань, не было одинаковым. Некоторые из видов ткачества прижились, например ажурное узорное «переломное» или многоремизное узорное ткачество. Другие виды ткачества, например узорное, не получили столь широкого распространения и представлены в коллекциях музеев единичными экземплярами. Наиболее широкое распространение имели домотканные полотна с простым полотняным переплетением. Использование основной и уточной нитей позволяло выделывать ткани различного назначения.
Такие ткани использовались прежде всего для повседневной одежды. Полотно могло быть как гладкокрашеным, так и украшаться цветными полосками; праздничные и обрядовые вещи украшали вышивкой – простым крестом, росписью, гладью.
На Кубани были наиболее распространены следующие виды изготовленных таким образом изделий: рядно, рядюшка (полотно типа простыни для застилания кровати), ложник/лежник (одеяло из овечьей шерсти), попонка (толстое полотно под перину), дерюжки, половики для застилания пола, дежничок (накидка для прикрытия опары или готового хлеба), различные виды рушников, настольники, наблюдники, божнички/набожники, подзоры, наволки и другие предметы внутреннего убранства и домашнего обихода."
Можно только в очередной раз восхититься трудолюбию, ловкости и мастерству наших кубанских бабушке и прабабушек, создававших уют даже в не самые благоприятные для страны времена и приумножающих локальную кубанскую культуру.
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко»