Для казачьих чинов, ведущих свою родословную от черноморской (запорожской) войсковой старшины, коррелятом боярского наряда выступает богатый «казацкий костюм» XVII в.
Этот костюм бытовал у черноморской старшины вплоть до 30-х гг. XIX в. – суконные свиты и казачьи черкески с разрезными рукавами (вильоты), отделанные золотым/серебряным басоном, цветные кафтаны, узорчатые шалевые пояса.
В пользу выбора старинного казацкого наряда свидетельствует групповое фото, запечатлевшее участников Войскового певческого хора Кубанского казачьего войска в костюмах, специально сшитых к юбилейной дате (100-летие со дня создания), торжественно отмечавшейся в 1911 года в Екатеринодаре и Тамани. Певчие хора одеты в
стилизованные костюмы – широкие запорожские шаровары, «каптаны» с золотыми петлицами, казацкие шапки со шлыком и обильно декорированные «кунтуши» с разрезными рукавами.
Тяжелая роскошь этих многослойных нарядов по «духу» близка стилизованным боярским костюмам в русских оперных постановках и спектаклях. Источником стилизаций становится комплекс костюма (гетманская Малороссия), включавший кафтан (жупан) и кунтуш (черкеску), так называемый «кунтушевый строй». Роскошные длинные кунтуши/жупаны, с откидными рукавами, декорированные крупным рельефным растительным орнаментом, расшитым камнями, с жемчужным «докладом» по борту и подолу одежды, мы видим на почтовых открытках начала ХХ в.
Костюм типажной фигуры (бравурный a la zaporijia cosaque) дополняют широкий расшитый пояс и сабля с ножнами. В фондах Курганинского музея сохранилась и постановочная (двухфигурная) фотография «Запорожские казаки».
На переднем плане – статуарная фигура реального «персонажа» в широких светлых запорожских «шальварах», коротком бархатном жупане с разрезными рукавами, «обложенном» золотым басоном, перепоясанном шалевым поясом. В этот же период, когда шли приготовления к юбилейным торжествам, включая и создание «образцового» костюма для певчих хора, Кубанский этнографический и естественно - исторический музей занимался выявлением и сбором «типичных костюмов народностей, населяющих Кубанскую область», согласно циркуляру наместника на Кавказе гр. И.И. Воронцова-Дашкова.
Из всех костюмов «в интересах дела» особо выделены костюмы «черноморский казачий, кабардинский, карачаевский и черкесский».
В 1907 г. Императорскому фарфоровому заводу был передан крупный долгосрочный заказ. По личному распоряжению императора было велено изготовить коллекцию фарфоровых фигур, изображающих народности России.
«Музей [антропологии и этнографии Императорской академии наук] приступает к изготовлению фигур народностей Кавказа, – сообщалось в циркуляре, – но встречает препятствие в том, что в Музее не имеется предметов одежды и убранства (оружие, украшения), а равно и типов (фотографий) кавказских народностей». Далее оговаривается, что «костюмы должны быть, по возможности, старинными, непременно ношеными, а не сшитыми вновь».
Выявление типичного костюма «времен основания войска Черноморского» в Кубанской области не дало ожидаемых результатов, что заставило войсковое начальство расширить географию поисков. Это явствует из письма младшего помощника начальника области и наказного атамана генерал-майора Лебедева заведующему Кубанским музеем К. Живило: «…с разрешения начальника области наложенным платежом по сообщению полковника Корсуна для той же цели из Екатеринославского музея будут Вам присланы мужской запорожский костюм, такой же женский из Киевского музея…».
Запорожский костюм (шаровары, кафтан, жупан, пояс, вышитая сорочка) был сделан по образцам, хранившимся в Екатеринославском областном музее им. Н. Поля, собранным известным знатоком запорожской старины Д.И. Эварницким. Это был типичный старинный костюм «времен основания войска Черноморского», хотя и сшитый вновь, что, собственно, противоречило циркулярным требованиям.
Любченко Л.Ю. Поиски "национального стиля" в костюме на рубеже XIX–XX вв.: общероссийский и региональный аспекты.
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко»