Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

По материалам из группы Вконтакте «Кубанская балачка»
Без козы да коня - и маслена не мила.

На Кубани на Масленицу «вязали колодки». То есть казаки и казачки ходили друг к другу в гости, носили угощение, сопровождая свой визит особыми игровыми элементами. Колодки вязались неженатым парням и незамужним девушкам, вдовам, вдовцам.
«Колодкой» было полено, в котором проделывали отверстие для шнура. В разных станицах ее могли привязать к ноге, руке, на шею, спину, к волосам. От колодки можно было откупиться обильным угощением. Если угощение не было щедрым, колодку заставляли носить целую неделю, рассказывают старожилы.
Очень редко «колодку тягали»: старую деву сажали в запряженную лошадьми телегу, давали ей гребень, пряжу и так возили по хутору. Этот обряд в измененном виде дошел до наших дней - и сейчас на Кубани возят в тачке свекровь и тещу во второй день свадебных торжеств.
На Масленицу казаки и казачки обязательно катались на лошадях, причем юноши и девушки раздельно. Делали это те, у кого были выездные кони. Их украшали цветами, платочками. Иногда разрешалось прокатиться парой, если молодой казак был надежный. По станицам устраивались скачки, джигитовки, стрельба в цель, рубка чучел, кулачные бои. Победителям дарились сукно на черкеску, материал на бешмет.
Популярны были игры «В мячик или мечик», «В цурку», «Селезень», «Воробей», «Король». Устраивали катание на качелях, брали «Снежный городок», водили хороводы.
В бывших линейных станицах женщины водили от хаты к хате «козу» в шубе наизнанку, с колокольчиком, или «кобылу», голову которой делали из пня. «Козу» или «кобылу» в каждом дворе полагалось «накормить» - одарить пришедших съестным. Потом припасы собирались и устраивался коллективный пир.
По традиции на стол в Масленицу хозяева подавали вареники с творогом, яичницу, сваренные вкрутую яйца и, конечно, блины. Причем последние не всегда становились главным украшением праздничного
застолья. В некоторых станицах предпочтение отдавали вареникам. А самый обильный ужин полагалось собрать на стол в заключительный день масленицы - Прощеный день.
Как правило, еды было так много, что ее не съедали. С остатками поступали по-разному: закапывали, отдавали курам, свиньям. После застолья в Прощеный день станичники ходили к родне и каялись: «Кума-сваха, прости меня Христа ради!». «Бог тебя простит!» или «Бог тебя прощает, и я тебя прощаю!» — говорили в ответ.
Первым проявлял инициативу тот, кто считал себя виноватым. Прося прощение, низко кланялись, трижды целовались или даже припадали на колени. А за Прощеным воскресеньем следовал Жиловой или Жиляной понедельник, с которого начинался Великий пост.
Масленичные маневры
Любимым развлечением на Масленицу у казаков были кулачные бои. Проводились они по строгим правилам и с четким разделением на возрастные группы. Выделялись следующие классы: дети 5-6 лет, подростки, казаки приготовительного разряда, служилые казаки (неженатые и семейные) и старики. В ходе кулачного боя четко разделялись функции членов каждой группы. Дети 5-6 лет и подростки выполняли функции «затравщиков». После того, как участники боя выстраивались в позиции «стенка на стенку», вперед, в свободное пространство между линиями, выходили мальчишки и для «затравки» выкрикивали в адрес противоположной партии «обидные слова». В ход шли станичные клички, а в боях обменивались прозвищами.
Следующими в схватку вступали подростки. Они набегали друг на друга верхом на палках, вооруженные прутьями, с криками «ура». Своими действиями имитировали «взрослый бой», но полноправными участниками обряда не признавались.
После затравщиков на линию противостояния выходил «главный боец» - представитель взрослых казаков. Криком «Зачинать! Дай бойца!» он
вызывал на индивидуальный бой бойца с противоположной стороны. После короткой схватки «главных» в бой включалась «стенка», писал историк Василий Сухоруков.
При этом также соблюдалась очередность: сначала бились «малолетки» - казаки приготовительного разряда (юноши от 17-18 лет до 21 года). Вслед за малолетками в бой вступали служилые казаки. Казаки в отставке присоединялись к дерущимся по желанию: «выходили побаловаться, силой и удалью похвастать». Каждая партия выбирала из числа опытных бойцов своего «атамана», он расставлял бойцов в позиции и «следил, куда во время боя нужно помощь послать».
Функции стариков заключались в судействе, однако нередко старики также подключались к схватке на заключительных ее этапах. Женщины и дети были неизменными зрителями. Кроме того, за женщинами закреплялась обязанность «оттаскивать в сторону раненых».
Не блином единым жив праздник. В народном быту Масленица слывет честною, а по разгульности и раздолью широкой.
Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.