Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

По материалам из группы Вконтакте «Кубанская балачка»
Кубанские станицы формировались и закалялись в нелегкое военное время.

Казачьи и крестьянские поселения, возникшие на рубежах огромной страны, были форпостом государства, часто страдали от набегов неприятелей, болезней и природных бедствий. Но и тогда, когда жизнь вошла в мирное русло, необходимо было сохранять единство и взаимопощь.
Рассказы о единстве местного социума, успешных коллективных действиях являются неотъемлемой частью корпуса устных рассказов, бытующих в кубанских станицах. Но чаще всего сохранялась память о той помощи, которое станичное общество оказывало своим членам в трудной ситуации, помощь местных жителей друг другу.
Помогали как советом, так и трудом. Например, во время постройки хаты тем, кто строился, помогали их родственники, друзья, знакомые (ПМ КФЭЭ-1996. а/к 1113. ст. Удобная. Инф.: Кирильчук В.М., 1898 г.р. Иссл.: Бондарь Н.И.).
«Делали тада гуртом, почти всем хутором. Я если строюсь – сходятся все хуторяне. Вилами ж кидают с ямы этот замес. На бричке конями возять сюда, где ложить. … Тада тоже собиралися с села все» (ПМ КФЭЭ-2018. а/т СС1. ст. Спокойная Синюха. Инф.: Романчук И.Н., 1935 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.).
Считалось, что не надо ждать просьбы о помощи, надо идти помогать самому: «Кого звали. А в кого (у кого – И.В.) совесть е, придэ, поможе» (ПМ КФЭЭ-2018. а/т СС3. ст. Спокойная Синюха. Инф.: Благодарова В.Г., 1938 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.). Но если кого-то не приглашали помогать в трудоёмких работах, это могло быть поводом для обиды: «Не дай Бог кто-то кого не приглОсе лепить эти кизеки!»
Огромное значение имела традиция взаимопомощи, когда «можно было не прыглашать, самИ люди шлы. Сегодня те строяться, тем кладут, завтра те – тем кладут» (Курч4). В ст. Запорожской «в ти годы, шо мы строилыся, його браты, тому семь, тому девьять, тому двенадцать, помогалы валькы качать. А вже як цю строилы, тоди началося такэ: строиця сосед, мы собыраимося и вси валькы качаемо, затиялы мы глыну, до нас на субботу, воскрысенье прыходють валькы качають» (Зап3171).
По словам А.В. Жигайло, «тогда строили сообща, соседи, друзья, родственники – все помогали. Можно было и не звать, сами приходили» (Курч15).
Одним из способов утверждения социализации пространства была ритуальная еда. Поэтому после помазки всех пришедших на помощь старались угостить: «Люди ж на вАльки собираются их надо накормить три разА. А их же было много! Это надо было борщ сварить с мясом, второе надо было сварить. И пирожки обычно были с творогом. В каждом дворе была коровка, и делали, чтоб сытно, со сметаной. И компот, и рыбу жалили, и для вАлек всё это надо было наготовить. И женщина на кабыцях готовили» (Стар20-21). По словам старожила ст. Вышестеблиевской, хозяин стоящегося дома накрывал стол: «кончили работу, отак солнцэ вже, всё – стол стоить, а тоди гульня биля того столу, и танци и песни, часов до десяти вэчира шумыть в двори» (Выш3101).