Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого»: Пасхальные крашанки и писанки

Крашанками у малоруссов, поляков и великоруссов называют яйца, выкрашенные в один цвет без узоров. К крашанкам относятся также яйца, выкрашенные под дерево или под мрамор.

В Екатеринославщине вообще всякое яйцо, даже дикой птицы, называется крашанкой: "горобьяча крашанка, дрохвыняча" и т.п.

Писанками у малоруссов, великоруссов и поляков называются пасхальные яйца, раскрашенные в два, три цвета и более.

Обрядовое употребление крашенок и писанок приурочено к последним дням Великого поста, Светлой и Фоминой неделям, преимущественно к первым дням Пасхи.

На Волыни писанками украшают корзины с хлебом, когда несут его в церковь святить.

Обычно употребление крашанок и писанок при разговлении и христовании. В Малороссии, Кубанской области, в Галиции начинают разговляться с освящённого красного яйца.

На основе полевых материалов и дореволюционных источников можно утверждать что, ещё во второй половине ХIХ - начале ХХ века на территории Кубани существовало несколько видов декорирования натуральных яиц: приготовление однотонных «крашанок» и яиц с пасхальным орнаментом или рисунком - «писанок».

Во второй половине XIX века в большинстве станиц готовили крашанки. Яйца красили в разные цвета (радужный спектр), основными являлись красный, синий, зелёный, золотистый. Древняя мотивировка крашения яиц забыта. Её компенсирует христианская легенда о женщине, которая, неся лукошко с обычными яйцами, первоначально не поверила в весть о воскрешении Христа и сказала, что поверит только в том случае, если яйца в лукошке сами окрасятся в разные цвета. По легенде так и случилось. Согласно народно-христианской версии, с момента этого чуда и зародилась традиция красить яйца на Пасху.

Писанки были распространены не повсеместно. На них изображался геометрический рисунок, «пересечения прямых и кривых линий и разных фигур», но чаще треугольники - «клыны».

На Кубани писанки несут на кладбище и кладут на могилы или зарывают в землю. В Старокорсунской станице в первый день Пасхи старший в семье несет в церковь писанки, приготовленные в четверг и раздает их на поминовение младенцев, умерших некрещеными.

Источники:

1) Н.И. Бондарь. «Календарные праздники и обряды кубанского казачества» (издание 2-е исправленное).
2) Н.Ф. Сумцов «Писанки».
3) https://vk.com/club54394319

info 2

info 3

info 4