Голос Правды № 50 (4090) от 21 апреля 1968 года
ИЛЬИЧ ЗНАЛ КУБАНЬ
Владимир Ильич внимательно следил за деятельностью Кубанской партийной организации. Он заботился о ее идейно-организационном укреплении. В начале первой русской революции, несмотря на огромную загруженность работой. Ленин лично держит связь с Кубанью. В Ростове-на-Дону в то время находилась «Вера» – представитель заграничного большевистского центра. Именно через нее Владимир Ильич пересылает свои письма из-за границы. В 1904 году В.И. Ленин сообщает об издании большевистской газеты «Вперед». «Вера» отвечает Ильичу, что его письмо вызвало у ростовских рабочих горячий отклик. Из этого письма Ленин узнает, что представитель заграничного большевистского центра установила надежную связь с «товарищем, сочувствующим большинству».
«Вера» писала В.И. Ленину: «Товарищ, о котором я говорила вам, сообщил интересные сведения об екатеринодарских рабочих, наиболее сознательных, которые являются убежденными сторонниками большинства и давно уже стояли за издание особого органа. Как только он немного освободится, обещал написать вам подробнее, некоторые рабочие тоже собираются писать вам».
1-го января 1905 года по просьбе Ильича Надежда Константиновна Крупская написала «Вере» ответ: «Свяжите нас немедленно с тем лицом, о котором вы писали, что у него есть обширные связи среди казачества. Попросите его писать нам и посылать корреспонденции. Дайте ему наш адрес для писем, условьтесь с ним о кличке и подписи, сообщите нам их немедля, а его попросите дать нам адрес для писем непосредственно к нему».
… Готовился III съезд партии. Ему предшествовала гигантская работы большевиков. Ленина поручает представителю большевистского центра М.Н. Лядову наряду с другими посетить и Кубанский комитет. Но Лядов не смог выехать на Кубань. Это очень обеспокоило Ильича. И его беспокойство было обоснованным. Находясь за тысячи верст от Екатеринодара (ныне Краснодар), он очень хорошо был осведомлен о политических событиях, происходящих в этом городе.
16 марта 1905 года Ленин пишет письмо члены бюро Комитетов большинства С.И. Гусеву. В нем он говорит о том, что меньшевики пытаются помешать созыву съезда, заявляя, что съезд будет только тогда закончен, если на нем будет представлено 19 комитетов. В.И. Ленини указывает: «… участие 14—15 на съезде крайне желательно, почти необходимо… Конечно, все равно съезд нужен, хоть дюжины комитетов, и чем скорее, тем лучше. Какой угодно, лишь бы съезд. Но отчего нет известия о посещении бюром ни одного нейтрального или меньшевистского комитета?? Ведь решено, что бюро пригласит и посетит все? Отчего Лядов не был в Кубанском? Отчего он, проезжая мимо, не пригласил на съезд Дон, Харьков, заводский, Киев?? И отдельные группы в этих городах? Прекрасное средство бунтовать рабочих: звать их самих на съезд. Почему этого не делают?? Ведь это имело бы гигантское значение!!» (см. В.И. Ленин, изд. 4-ое, том 34, стр. 261).
В этом же письме, критикуя меньшевиков, В.И. Ленин говорит: «Выдуманы комитеты Казанский и Кубанский, кои никогда не утверждались»… (Там же). Меньшевикам же было выгодно их считать, так как они всячески старались доказать незаконность будущего съезда большевиков.
III-м съездом была принята специальная резолюция: «Не считать комитеты Казанский и Кубанский при конституировании съезда, но утвердить их в качестве полноправных комитетов на будущее время».
Этим самым Владимир Ильич Ленин дал окончательную отповедь меньшевикам и внес решающий вклад в сплочение сил кубанских большевиков.
Съезду предшествовала большая борьба по кубанскому вопросу В первом номере газеты «Вперед» 4 января 1905 года (22 декабря 1904 года) была опубликована статья Ленина «О хороших демонстрациях пролетариев и плохих рассуждениях некоторых интеллигентов» (см. том 8, стр. 12—18).
В ней отмечалось о появлении 20 ноября 1904 года рабочих в Екатеринодарской городской думе: «Екатеринодар. В думскую залу привлечена (слухом о либеральных предстоящих речах) широкая публика. Телефон приведен в негодность. Оратор комитета с 30—40 рабочими проникает в зал, говорит краткую, вполне революционную соц.-демократическую речь. Аплодисменты. Прокламации. Оцепенение гласных. Бесполезный протест головы. Демонстранты спокойно удаляются по окончании. И ночью – массовые обыски» (см. том 8, стр. 14).
Это была революционная демонстрация Екатеринодарских пролетариев. Однако, как указывает Владимир Ильич, некоторые соц.-демократы интеллигенты сводят на нет политический смысл этого выступления. Они пишут о екатеринодарской демонстрации целую статью. Меньшевистская «Искра» подчеркивала, что «особенно в Екатеринодаре нашим товарищам удалось показать «обществу», что они действуют, как самостоятельная партия, чувствующая себя способной оказать влияние на ход событий и пытающаяся сделать это».
В.И. Ленин дает гневный отпор авторам статьи:
«Чем-то старым, давно минувшим, почти забытым пахнуло на меня от этих напыщенных, глубокомысленных рассуждений (см. стр. 15). … Почему результаты собрания десятков рабочих с сотнями либералов в четырех стенах думской залы более очевидны и плодотворны, чем собрания тысяч рабочих не только в обществах врачей и юристов, но и на улице? … почему плодотворнее борьба с премьер-министром, то –бишь с екатеринодарским головой, чем с городовым, -- почему чувство политической правоспособности и сознание себя в качестве определенных политических единиц повышается именно в зале палаты депутатов или в зале земского собрания».
В «Письме товарищу в Россию» 6 января 1905 года Ленин пишет по этому поводу из Женевы: «Вот уже подлинная игра в парламентаризм! Померяться силами – до чего унижает это великое понятие наша краснобайствующая интеллигентская сволочь, когда сводит его к манифестации кучки рабочих с земском собрании! Какая истерическая суетня, хватающаяся за минутную конъюнктуру… «ПОЛНОЕ соприкосновение пролетариата с занимающей политическую авансцену буржуазией». Уж чего «полнее»! с самим екатеринодарским головой «прели» (В.И. Ленин, 4-ое изд., том 34, стр. 250).
Печатные выступления В.И. Ленина и решения III-го съезда РСДРП явились программой действий для большевиков Кубани и Черноморья. В Новороссийске, Сочи и других населенных пунктах Кубани уже в 1905 году были созданы Советы – новые формы организации трудящихся.
В.И. Ленин сразу же откликнулся на это. Его работы «Тактическая платформа объединительному съезду» высоко оценивала деятельность Новороссийского исполкома Совета рабочих депутатов. «Городской революционный комитет в Новороссийске» явился, по словам Ленина, зачатком новой революционной власти.
Ленин в последующие месяцы зорко следил за политическими событиями, происходившими на Кубани. Когда, например, Армавирский комитет РСДРП скатился в болото оппортунизма, призывая голосовать при выборах в первую Государственную думу за социал-демократов или кандидатов «не правее кадетов», Владимир Ильич резко выступил в большевистской газете «Волна».
Армавирский комитет РСДРП учел замечания В.И. Ленина. И уже через год, во время выборов во вторую Государственную думу, комитет встал на правильный путь. И Владимир Ильич на восьмом номере газеты «Пролетарий» 23 ноября 1906 года выступает со статьей «Как армавирские социал-демократы ведут избирательную кампанию?» (В.И. Ленин, 4-ое изд., том 11, стр. 290—291).
«Теперь у армавирских товарищей есть, должно быть, практический опыт насчет того, что значит блоки с кадетами. По крайней мере в их новейшей партийной литературе они не только не проповедуют блоков с кадетами, а, напротив, говорят о кадетах всю правду прямиком», -- писал Ильич.
Эта статья явилась революционным кредо для борьбы большевиков Кубани с меньшевиками.
В.И. Ленин до последних дней своей жизни следил за событиями, происходившими на Кубани. Когда проходил III Чрезвычайный съезд Советов Кубани и Черноморья, он послал его делегатал приветствие. «…Съезд с честью отстоит единство и нерушимость революционных сил Черноморья, Кубани, Дона», -- писал вождь. Таковы некоторые факты из деятельности Владимира Ильича Ленина, прекрасно знавшего политическую жизнь Кубани.
Вл. КУКСА.