Более или менее сложными обрядами и ритуалами коллективного и индивидуального характера сопровождался в большинстве станиц и первый выгон скота в стадо.
Единой, общей даты «отдачи скота в отгон» не существовало. В одних станицах пастбищный период начинался с Пасхи, в других с Заговенья, Георгия/Егория, с 1 апреля. Однако в целом это зависело от погоды, ранней или поздней весны и как следствие наличия или отсутствия травы.
По нашим сведениям, в некоторых станицах в этот день проводилось освящение, окропление скота (ст. Саратовская, например). Происходило это или у ограды храма, где разводили костры, или у реки во время водопоя. В большинстве станиц ограничивались индивидуальными ритуалами и одариванием пастуха. В первом случае важное значение имел выход, выгон коровы со двора.
На воротах или калитке / фортке / форточке могли стелить мужской пояс (как и при покупке животного) и через него перегоняли корову – чтобы спокойно паслась и всегда возвращалась домой.
Корову перед выгоном в стадо могли обсыпать освящённым маком «от сглаза, порчи коровы», произнося при этом специальный заговор. В зависимости от индивидуальной, семейной традиции могли прикреплять к рогам обереги (красные ленточки, например), вшивать их в хвост или шерсть корове («вшивали молитву от болезней»).
Важно было чем выгоняли. Для этих целей могли использовать троицкую зелень (осиновую ветку, стоявшую на воротах), освящённую вербу, метлу, веник, «хвартуком». Помимо договорённой платы пастуху во время первого выгона подносили дары. Если первый выгон совпал с Пасхой или следовал за ней, то «чуть ны вси» подносили пастуху паски, яйца. Если это происходило до Пасхи или после Вознесения, то всё равно в состав подношения входили яйца, куры, картофель, пшеница, хлеб, «хто шо можэ». Кто побогаче, давали одежду или деньги.
Основная цель этих обрядов и ритуалов - защита домашнего скота от «порчи», «сглаза», чтобы «не блудили и домой приходили».
Источник: https://vk.com/club54394319