Согласно Словарю турецко-татарских наречий, "курень - толпа, племя, отряд, корпус, полк".
Как гласит Казачий словарь - справочник: "В империи Чингисхана куренем называлась самая малая общеценная единица гражданского и военного управления; курени подчинялись агам, зайсангам, шулепгам и выделяли особые воинские части (подразделения), составленные по родовому признаку".
Историк А. Скальковский утверждает, что названия запорожских куреней известны с начала 17 столетия. Название некоторых из них - Полтавского, Каневского, Уманского, Ирклиевского, Калниболоцкого, Корсунского, Переяславского.., - заимствованы ими от городов и местечек Украины, откуда происходили казаки. Происхождение наименований Незамаевского, Мышастовского, Титаровского, Конеловского и некоторых других не установлено. Куренем называли не только сообщество казаков-сичевиков, но и само здание, напоминавшее казарму. Управлял куренем избираемый ежегодно атаман, которому подчинялись судья, писарь и все куренные казаки. Число казаков в куренях было неодинаковым и насчитывало от ста до тысячи человек. У каждого куреня было общественное имущество, хранимое в скарбнице, свой куренной участок на Сечевом майдане и свои лавки. Всех запорожцев отличала патриархальная любовь к родному куреню, честью и славой которого они очень дорожили. И неудивительно, курень заменял сироте - казаку семью и служил порукой и зашитой в нелегкой жизни. Ведь именно от куренного "товариства" зависела мера наказания провинившемуся казаку; курень выкупал загулявшего "козака-отчамаху" из долговой ямы и проявлял о каждом братскую заботу. Атаманами куреней избирали наиболее уважаемых и умудренных жизнью казаков.
Источник: https://vk.com/club54394319