Исторический проект «Дневник памяти»

Из воспоминаний Михаила Леонтьевича Гориславцева:

«Первый послевоенный год (1946) запомнился мне небывалой засухой на Кубани. В течении всего лета не выпало ни одного дождя. Посевы зерновых культур выгорели, что привело к неурожаю. Зимой 1946-1947 гг. и весной 1947 года создалась угроза голода. В зимние месяцы жители станицы питались в основном зернами просянки, которую в народе называют паникой. Ее толкли в ступах, размалывали на ручных мельницах, получая серую мучку.

Из нее пекли лепешки. Конечно, сытости от нее было почти ничего, но короткое время удавалось заглушить чувство голода. Зато потом, на следующий день, человек испытывал муки медицинского характера. Те жители, кто имел коров, хоть немного поддерживали силы, употребляя молоко. У кого не было коровки-спасительницы, те находились в ужасном положении. Многие люди пухли от голода. К весне 1947 г. скудные запасы просянки иссякли. Что делать? В чем искать выход? И тогда кому-то пришла в голову мысль питаться корнями камыша и рогоза. Эти растения в изобилии произрастали в плавнях, что простирались на десятки километров за станицей восточнее поселка мясокомбината.

Толпы станичников с утра до вечера находились в зарослях камыша и рогоза, добывая корни. Потом их сушили дома, разламывая вдоль, теребили. При этом высыпался скользкий порошок. Из него тоже пекли лепешки. Они были на вкус сладковатые, но такие же скользкие и малопитательные.

Считалось лакомством хоть раз в день поесть похлебку из кукурузной крупы. Мы с нетерпением ждали июля месяца, когда созреет пшеница и можно будет собирать колоски. А это уже было спасением от голода…»

Из книги В.П. Александровой «История станицы Красноармейской (Полтавской)».