Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

В середине ХIХ века наблюдалось упрощение не только традиционного костюма, но и головных уборов.

Выходит из употребления старинный полотенчатый головной убор замужних женщин – наметка (повязывалась поверх очипка), ограниченно бытовавший в некоторых черноморских станицах. Однако в некоторых районах в середине 1880-х годов в обряде «повивания» невесты фигурирует шлычка с коленкоровой наметкой (длиной в четыре аршина). Очипок, (очепок, колпак) - основной
головной убор замужних женщин: «поверх спле- тенных кос надевают чепец или попросту “колпак”, “очипок”, сшитый из недорогой материи, так как его бывает не видно из-под платочка».  

Во второй половине ХIХ века традиционные женские головные уборы все чаще называют чепцами: «Голова и лицо женщины завязаны шалью и подшальником из черной шерстянки, чепчик (шлычка) из кумачу». Шлычку – род маленькой шапочки, состоявшей из круглого донышка и узкого бортика, – носили, как и чепчик, почти закрывая волосы. В начале ХХ столетия стали модны шлычки, надевавшиеся только на пучок волос, а не на всю голову. Поверх шлычки повязывали платки – летом легкие ситцевые или шелковые, зимой шерстяные (или шали с подшальниками).

Как вспоминают старожилы : «Женщина всегда дулю закручивала, а у девушки всида коса висела, всида коса висела, вотак глянишь – это пошла девушка. Юпки такие длинаи носили, тужорачки тожеш такжеш носили каротинькие, так што нима различия от старых. ПовЕрница – коса и обязательно лентачка какая-то прицоплина до касы и бантиком завязана». М.И. Федоренко из ст. Передовой рассказывала, что девушка «до замужа она косу носит, замуж вышла, уже ей так закурутили волосы, как называли, дулей. <…> Девушки обязательно в косу ленты вплетали, концы ленты завязывали бантиком, на два бантика».

Изменения коснулись также обуви, верхней демисезонной и зимней одежды. Старый покрой мужской и женской одежды, связывавшийся с
«дедовской патриархальностью», вытеснялся: «В погоне за модами казачки старались подражать деревенским интеллигентным дамам».

Заведующий Чамлыкским двухклассным училищем отметил в 1904 году: «Девушки, молодые женщины предпочитают во всем подражать моде, зажиточному и привилегированному классу, хотя подражанье
это своеобразное и доходит до смешного».

Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».