Экскурс в историю «Имя ей – станица Полтавская»

Станица Полтавская - один из 38 исторических запорожских куреней, пришедших на Кубань из Приднестровья в конце 18 века в составе Черноморского казачьего войска.

Зимой 1794 года куренной атаман Филипп Шрам (ему было 70 лет) вынул жребий, согласно которому полтавчанам предстояло создавать куренное селение ближе к городу Славянску-на-Кубани. А в 1809 году из-за частых затоплений от разливов Кубани и Протоки курень был переселен на Полтавский ерик в нынешнее место.
Несмотря на постоянное нахождение взрослых мужчин на военной службе на границе и в военных походах, нездоровый климат и периодические эпидемии, население, хоть и медленно, но росло. К 1801 году в селении уже насчитывалось 1003 человека.
С 1805 по 1807 годы, казаки, владельцы степных хуторов, стали жаловаться на частые грабежи, совершаемые горцами. Только в середине 19 века горцы начинают торговлю с казачьими куренями. Первыми станицами, куда они привезли лесные фрукты и мелкий лес, были станицы Полтавская и Новомышастовская.
Большим событием стало открытие в 1830 году Полтавского войскового лазарета на 50 коек. Так, в Полтавской зарождалось здравоохранение. Станица в этой области считалась передовой. Сюда ехали со всей округи, уповая на врачебную помощь.
Станица благоустраивалась. К 1900 году в станице насчитывалось 2 кирпичных завода, 3 маслобойни, 1 кожевенный завод. В 1911 году в станице была открыта Учительская семинария.
В конце XIX - начале XX века Россия стремительно растет - открываются новые предприятия, строятся здания, железные дороги. Не обошло все это и нашу станицу.
К началу Первой мировой войны в Полтавской имелось 86 торговых и промышленных заведений, насчитывалось 2275 дворов, 12270 коренных жителей и 3977 иногородних. Её земельный надел составлял 35191 десятину, 19858 из которых – пахотные.
С началом Первой Мировой войны тысячи кубанских казаков были мобилизованы на фронт. Наши станичники показали настоящий пример храбрости, защищая Родину. Так, священник Иоанн Ястребов из станицы Полтавской не только самоотверженно и честно исполнял свои прямые обязанности, но и, с крестом в руках, вместе с полковыми командирами, храбро шел вперед, вдохновляя воинов личным примером.
Постепенно восстанавливалась жизнь в послевоенное время, но новые перемены не заставили долго ждать.
В 1929 году в стране развернулся процесс коллективизации. Но с организацией колхозов дело шло очень трудно.
Черными страницами в историю станицы вписаны 30-е годы ХХ века. Полуголодная зима 1931-1932 гг. сопровождалась распадом колхозов из-за массового выхода из них крестьян. За срыв плана хлебозаготовок 14 декабря 1932 года было принято судьбоносное постановление о занесении станицы на «чёрную доску», которое постановило выселить в кратчайший срок в северные области СССР из станицы Полтавской, всех жителей, за исключением действительно преданных Советской власти. Станицу заселили красноармейцами и в начале 1933 года переименовали в Красноармейскую.
После того, как завершилось заселение станицы, было организовано 6 новых колхозов. Осенью 1933 в станице был получен хороший урожай, голодный год остался позади. Станица возвращается к привычной жизни.
В центре станицы в бывшей казачьей учительской семинарии работал Культпросвет техникум. В нем готовили и выпускали для колхозов края: библиотекарей, воспитателей детских садов, работников клубов. Перед Великой Отечественной войной в станице работали такие промышленные предприятия: 2 кирпично - черепичных завода и пенькозавод (лубзавод), промкомбинат по ремонту, пошиву одежды и обуви, и мощнейшая уже на тот момент организация «Плавстрой». Колхозники станицы и рабочие трудились, как и вся страна.
Но новые испытания обрушились на страну в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. На сегодняшний день выявлены имена около 4-х тысяч станичников, сражавшихся за Родину. Долгих семь месяцев находилась наша станица в оккупации врага с 9 августа 1942 года по 9 марта 1943 года.
9 марта станица была освобождена воинами 409-й армянской Кировоградско - Братиславской и 223-й Азербайджанской стрелковых дивизий во взаимодействии с другими частями Красной Армии. В боях под станицей погибло около 2-х тысяч человек.
Послевоенный период характеризуется постепенным восстановлением жизни. Разрушенное войной хозяйство восстанавливали не один год. Постепенно поднимались из руин и пепла колхозы и совхозы. В 1950 г. по стране прошла волна объединений колхозов. Не миновала кампания и станицу Красноармейскую. В результате объединения все прежние колхозы слились в один, который получил название сначала имени Сталина, а потом имени Кирова.
Постепенно развивается инфраструктура станицы Красноармейской. К 1951 г. станицу стали электрифицировать, радиофицировать, появились первые тротуары по ул. Красной. Станица начала преображаться, в центре было подготовлено место под парк.
Из предприятий в ст. Красноармейской работали крупозавод, пенькозавод (в дальнейшем Мясокомбинат), Красноармейская торговая плодоовощная площадка, на которой велась закупка и переработка овощей и фруктов. В октябре 1952 г. при станции Полтавская принят в эксплуатацию элеватор с подсобными цехами производительностью по переработке риса-сырца 120 тонн в сутки. В это же время строится сырзавод. Сельское хозяйство набирало темпы.
Станица Красноармейская входила в состав Красноармейского района, который был образован в декабре 1934 года. 1 февраля 1963 года район был расформирован. Станица Красноармейская потеряла статус районного центра. Её территория вошла в состав Славянского района. К середине 60-х годов объем работ был так велик, а Славянский район – огромнейший, что стал вопрос о необходимости отделения в прошлом Красноармейского района, и вновь создания двух районов: Славянского и Красноармейского. Район вновь был образован 30 декабря 1966 года, а станица Красноармейская вновь получила статус районного центра.
Новый социально-экономический этап развития станицы пришелся на конец 60-х и 70-е годы XX века.
В этот период в станице построены новые жилые районы с многоквартирными жилыми домами, детские сады, дом культуры, кинотеатр, почта, музыкальная школа, стадион, автовокзал, банк, гостиница, универмаг, несколько магазинов и многое другое.
В 1950 г. было отстроено здание поликлиники и хирургическое отделение до 75 коек, в 1961 году вступила в строй больница на 200 коек. Население станицы на тот момент составляло около 15000 человек. В 1982 г. был открыт Учебно-производственный комбинат - межшкольный комбинат по обучению учащихся старших классов разным специальностям.
Наступили преобразования 90-х годов. Развернулось предпринимательство, фермерство, ожила торговля. Возрождаются традиции, духовная культура, православие.
В 1994 году станице Красноармейской было возвращено историческое имя - Полтавская. Тогда по инициативе казаков и при активном участии главы администрации района В.Ляха, главы администрации станицы Н. Кузьменкова, атамана Кубанской казачьей Рады В.Громова, благодаря поддержке депутатов Красноармейского сельского совета и станичников, 27 августа 1994 года, к 200-летию со дня основания, историческое наименование было восстановлено. Постановление об этом подписал глава администрации Краснодарского края Е. Харитонов.
Станица Полтавская всегда славилась своими героями. Полные кавалеры ордена Святого Георгия Победоносца – 2 человека, 3 ордена Святого Георгия Победоносца – 5 человек, 2 ордена Святого Георгия Победоносца – 24 человека, 1 орден Святого Георгия Победоносца – 77 человек, Кавалеры Георгиевской медали – 92 человека.
4 Героя Советского Союза связаны своей судьбой со станицей. Это Дудин Николай Максимович, Пода Павел Андрианович, Федоренко Василий Иванович, Лавринович Эдуард Викторович.
2 Героя Российской Федерации – Ковалев Александр Геннадьевич, Волосков Алексей Владимирович, 2 кавалера ордена Мужества – Леошко Роман Валерьевич, Бирючинский Алексей Александрович.
История Полтавской станицы насыщена различными историческими событиями, которые происходили в ней. С момента заселения ее казаками станица росла и развивалась.
Сегодня Полтавская — это крупная, красивая и ухоженная станица, а её более чем двухвековая история насчитывает немало славных страниц.

10