Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

Корова - это крестьянская кормилица, неизменная жительница любого сельского и станичного подворья, где есть достаток и трудовой уклад.

С коровой и продуктами, которые получаются из молока, связано наибольшее количество лекарственных средств животного происхождения в народной медицине кубанцев. К больному глазу прикладывали сырое говяжье мясо.

Мясо, посыпанное толчеными квасцами, прикладывали к опухолям. Бычья желчь применялась при лечении желтухи, а печень черного быка при лечении болезни печени. В "требуху" (желудок) только что убитой коровы вкладывали ребёнка больного рахитом. Процедуру повторяли несколько раз (для этого ездили на бойню).

"Если человек чахнет", из коровы удаляли внутренности, человек влезал внутрь по горло и оставался там несколько минут. "Обкладывание" или "обёртывание" в шкуру свежеубитого зверя широко практиковали кочевники Центральной Азии, у монголов оно часто заменяло горячие ванны.

Говяжью желчь применяли (мазали ноги и пили) при лечении глазной болезни (когда ресницы растут внутрь, а не наружу), при лечении гноящихся ран. Мелко рубленое свежее мясо, посыпанное перцем (если не было сердцебиения), ели сырым или слегка поджаренным при бледной немочи. Мозоли лечили сырым мясом, которое предварительно смачивали в течение нескольких часов в уксусе . Кровь пили старики как укрепляющее средство. Если на теле обнаруживали растущую опухоль, то шли на бойню и искали "каменную голову" (череп коровы).

Опухоль давили косточкой (передними зубами), трижды читали "Отче наш". Когда шли на бойню, ни с кем не разговаривали. Лечение осуществлялось до восхода солнца [ст. Попутная Краснодарского края].

Огник [кожная болезнь - С.М.] смазывали растопленным говяжьим жиром. При помощи коровьего навоза лечили ревматизм. В кадушку клали горячий навоз, в него ставили валенки, затем становились в эти валенки и парили ноги [ст. Некрасовская Краснодарского края].

Навоз, собранный на Троицу, "откидывали" на плетень и сушили, а затем им подкуривали бышиху [кожная болезнь - С.М.] [ст.Новодонецкая Краснодарского края].

К слову, можно добавить ещё один интересный факт к той информации, которая была в наших предыдущих публикациях о коровах. Филолог О.Борисова обнаружила, что способность давать много молока у коровы в линейных станицах определяют по так называемым "родникам":

"В ст-це Лесогорской родниками называют ямки
под ребрами у коровы, по которым определяют, молочная она или нет: – А как называются жилы у коровы по бокам? Колодезя? – Нет. Ну как, вот эти, «радники:» их называют, малочныи.

А вот как апридилиш, если ани внутри находяцца? Как их увидишь? В других кубанских станицах (говоры с южнорусской языковой основой) молочность коровы определяют по колодезям: Карову выбирают – каладизя: правиряют, аткуда малак: бигит па венам (Арх.). – А как определить молочную корову? По жилам каким-то на вымени? – А ищё есть ни на
вымини, вот где пупавина, утут есть калодиц такой, калодиц малочный. От если два пальца праходит туды – эта значит харошая (корова), и ат этава калоцца идёт жыла малочная (Перед.)."

Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».

foto 31 08 2022 09 20 2
foto 31 08 2022 09 20 1