Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики.

Краевед И.Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.

Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района.

Хотя такая ситуация сложилась не сразу. Этнограф Л.Лавров в своем очерке о станице Пашковской дает следующую информацию:
«Гончарное дело остается исключительно за казаками и держится наследственно в известных только местах, где свойство земли ему благоприятствует. Разнообразными произведениями
его горнов славится курень Пашковский на Кубани. Не только
круглолицая казачка, но и худощавая черкешенка снимает
сметану с пашковского муравленого глэчика (кувшина)».

Гончарную продукцию пашковчане сбывали в разных селениях.
По свидетельству того же И. Д. Попко, среди странствующих
торговцев навещает черноморские курени «и наш пашковский
гончарь, с таким громоздким возом, как адмиральский корабль
сухопутного флота Игорева, и с грубыми, почти повелительными воззваниями: "молодит, по-горшки, ану ж мерщгй
по-горшки"

На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой». В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Изделия народных мастеров из глины были широко представлены на первых сельскохозяйственных и промышленных выставках, которые проходили в городе Екатеринодаре в 1900-1903 годах.

Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко»

2