Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Настройки отображения

Официальный сайт Администрации

Мы в социальных сетях

   VK60x60     OK60x60     

         В истории отечественной фольклористики есть немало известных имен собирателей народной песни, внесших заметный вклад в дело изучения традиционной народной культуры.

         Григорий Митрофанович Концевич родился 17 ноября 1863 г. в станице Старонижестеблиевской в семье рядового казака. С детских лет он узнал, что такое хлеборобский тяжкий труд, когда весь световой день приходилось быть в степи. Зато вечером, а уж непременно – в праздничные и воскресные вечера, на улице, ведущей к гребле с лохматыми вербами, собиралась казачья молодёжь. И плавно, широко, как равнинная река, лилась долгая песня. Звучали молодые чистые голоса. И забывались усталость, сама крестьянская суровая жизнь. Даже сон, смежавший глаза, и тот вдруг пропадал. Маленький Гриша вслушивался в песенные звуки и сам начинал подпевать. Так рождалась его любовь к кубанской песне.

         Благодаря врождённой старательности и способностям, Григорий Концевич успешно окончил станичное училище. И его, подростка – отличника, послали учиться в Ладожскую учительскую семинарию. Там он в 1883-м году и получил звание народного учителя.

         Любя музыку и песню, Концевич в 1887-м году поступает на регентские курсы при Императорской певческой Капелле. Учится три года у известных музыкантов, среди которых был выдающийся русский композитор Н. А. Римский – Корсаков. Всю жизнь Концевич вспоминал о Николае Андреевиче с великой любовью и благодарностью.

         Возвращается на Кубань великолепно подготовленным специалистом – хоровиком. Два года преподает в той же семинарии. Своих учеников он обязывал во время летних каникул записывать, что поют их деды.

         С молодости собирая народные мелодии, Концевич накопил немало жемчужин, которые впоследствии вошли в составленный им сборники казачьих песен. С 1 июня 1892 года он – Регент войскового певческого хора, где работает без перерыва более 14 лет – до 1 октября 1906. При нём казачий хор, исполнительская культура его достигают большой высоты.          Неугомонный Концевич путешествует по России, постоянно совершенствовует свои знания. Он знакомится с хорами, их репертуаром и постановкой хорового дела в Петербурге, Москве, Киеве, Ростове, Воронеже.          При нём войсковой хор выдвинулся на первое место среди других известных народных хоров России. После очередного концерта газета писала о руководителе как «мастере своего дела». Помимо регентской и педагогической работы, Г. М. Концевич подготовил и издал семь выпусков народных песен, бытовавших среди казаков. Написал два пособия для преподавателей начальных училищ – «Школьное пение на 2 и 3 однородных голоса» и «Четыре времени года». Им составлены и другие сборники. А к столетию со дня рождения А.С. Пушкина создает величальный хор «Памятник». Особой популярностью пользовалась песня «Шедрик – ведрик», где автор показал себя, как комментирует современный музыковед А. А. Слепов, «умелым мастером развития народно- песенного материала».
         Его жизнь до предела наполнена общественными трудами, заботами и начинаниями. 5 апреля 1913г. сделал доклад в обществе любителей изучения Кубанской области, вызвавший большой интерес. Именно тогда собирание песен Г. М Концевич назвал государственным трудом, который составляет весьма ценный вклад в сокровищницу русского духа.

         После революции, в 1920-м году, маститый хоровик приглашается на работу в отдел народного образования (в подотдел искусств). Занимается вопросами музыкально-хорового искусства и художественной самодеятельности. Преподает теорию в музыкальном техникуме, а в 1924-м – 1925-м учебном году возглавляет двухгодичные хормейстерские курсы, готовит хоровых работников в школы и народные клубы. Работа этих курсов была положительно оценена Наркомпросом.
         В 1931-м – 1935-х г.г. Г. М. Концевич ездит по аулам и записывает народные песни, тщательно изучает их происхождение, мелодический строй. Всего собрано Григорием Митрофановичем 210 адыгейских песен. Исследователь научно прокомментировал этот богатый материал, составил сборник, написал к нему обстоятельную вступительную статью. К сожалению, труд до сей поры не издан, а необходимость такого издания очевидна. Этот рукописный сборник, ещё при жизни Г. М. Концевича подготовленный к печати, чудом уцелел, пережив суровые годы войны, пожары, бомбёжки, наши житейски и общественные передряги, и ныне хранится в Адыгейском научно-исследовательском институте экономики, языка, литературы и истории.
         Особенную радость вызвало у Григория Митрофановича Концевича решение президиума Азово-Черноморского крайисполкома от 25 июля 1936 г. о создании Кубанского казачьего хора (вернее, его возрождение). Старик буквально ожил. Несмотря на свои преклонные годы (ему было далеко за 70), горячо принялся за любимое дело. Мечтая о возобновлении Кубанского хора, он всю свою энергию, знания, пятидесятилетний преподавательский опыт отдавал юным хористам, набранным по конкурсу. Один из них, Иван Фёдорович Ищенко, сам проработавший солистом хора и руководителем самодеятельных в коллективов более 45 лет, с благодарностью вспоминает о Концевиче как о благородном, образованном и душевном человеке. «До конца дней – говорит он, – я буду помнить этого прекрасного человека – музыканта и педагога. Ему, только ему я обязан тем, что стал профессиональным хоровым работником...»
         Григорий Митрофанович назначается художественным руководителем вновь организованного хора, будущее которого, он не сомневался в этом «блестяще». «Этот высокохудожественный коллектив, – восторженно писал он в газете в 1937-м году, – украсит нашу Кубань и яркой звездой осветит край». В своем обширном очерке Концевич рассказывает об истории песенной Кубани, выражает свои эстетические взгляды на песню, на хоровое искусство, которое, по его глубокому убеждению, как и всякое настоящее творчество, «вызывается жизнью и ею питается». Ставит перед новым хором высокие задачи – быть рассадниками музыкального искусства. Излагает репертуар, куда, помимо казачьих, включает песни Адыгеи, Грузии, Армении.
         В январе 1938 г. в хоре уже 70 человек, и он получает наименование – Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков. Выступления ансамбля получают самые доброжелательные отзывы.

         Танцевальный хоровой коллектив совершил поездку на Украину, а в августе 1939 г. – в Москву. Его пение транслируется по Всесоюзному радио, 19 августа ансамбль выступает в Колонном зале Дома союзов… Овации. Положительные рецензии. Большой успех.
         Окрыленный Г. М. Концевич со своим прославленным коллективом возвращается домой. Но среди ночи раздается резкий стук в дверь: «Откройте!». Ему объявляют: «Вы арестованы». Несмотря на то, что никаких бумаг, уличающих Концевича в террористической, антиправительственной и антипартийной деятельности, обнаружено не было, его сажают в «чёрный ворон» и увозят в городскую тюрьму. 76-летнему старику предъявлено обвинение в том, что он, будучи с концертами в Москве, тайно готовил покушение на жизнь товарища Сталина.

         Одна деталь. Григорий Митрофанович, – свидетельствует очевидцы, хорошо знавшие его, – за свою жизнь и мухи не обидел. Никакие оправдания не помогли. Престарелый музыкант не перенёс тяжкого испытания. От страданий он сошел с ума, умер в тюрьме. Не стало замечательного человека, неутомимого собирателя народных песен, талантливого хормейстера, композитора и педагога. Не стала того, кто мечтал: песня будет столь же необходима для счастья людей, для полноты жизни человеческой, как хлеб насущный, как вода. И подумалось мне: а почему бы не создать в доме Г. М. Концевича музей-квартиру?... Это была бы истинная память о подвижнике и мученике кубанской культуры.

portret