Час кубановедения «Из исторического духовного прошлого кубанского казачества»

         А, правда, что на крыльях у саранчи начертаны на каком - то таинственном языке слова?

         Если ехать по территории Черномории по дороге от Тамани к Екатеринодару, то после Андреевской станции дорога пролегает верст на сорок по болотистому разливу, сплошь поросшему камышом. Здесь самая характеристическая местность Черномории, в которой главные элементы природы составляют вода, камыш, да еще комары.
         Проезжая камышом, я заметил летающую саранчу, которая стала вдруг появляться, сначала по одной и изредка, а потом чаще и чаще, и залетала во всех направлениях. Наконец появилось саранчи такое множество, что дорога покрытая ею, совершенно почернела; все промежутки между камышом, стебли и листья его запестрили от движущихся насекомых, которые то и дело шныряли в воздухе, беспрестанно ударяясь о повозку, лошадей и об меня с ямщиком.
         Воздух наполнился щелканьем и шелестом как будто от поднимаемых ветром сухих листьев: колеса с шумом давили сидящую на дороге саранчу. Остановившись и сойдя с повозки, я заметил, что саранча, или сарана, как ее здесь называют, ползала по камышу, сидела и летала все попарно, и что земля в этом месте была глинистая, покрытая как сетью глубокими трещинами от засухи. Саранча клала в эти трещины свои яички - посев, служащий залогом появления на будущий год нового многочисленного поколения этого вредного насекомого.

         Когда я стал с любопытством рассматривать саранчу, какой-то казак, ехавший сзади меня на волах и тоже остановившийся, обратился ко мне с вопросом: «Чи правда, бают, кто разуме, якияж на крылах латынска языка слова е»? Я старался уверить простодушного казака, но кажется безуспешно, что никаких слов на крыльях у саранчи не написано, ни на латинском, ни на каком ином языке, но что пестрина на крыльях - простые пятнышки, а не слова.
         Хотя казак и промолчал на мои объяснения, однако же едва ли поверил им, и верно остался при своем убеждении, общераспространенном в Черномории, что на крыльях у саранчи начертаны на каком-то таинственном языке слова, предрекающие судьбу будущих посевов. И действительно пестрота на крыльях этого насекомого имеет сходство с какими-нибудь ломаными восточными письменами...

            Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».