Рубрика исторических фактов «Исторические вехи станицы Полтавской»

Из воспоминаний Варич Никиты Васильевича о освобождении станицы Полтавской: «…Танковой дивизии скоро было присвоено звание Гвардейской.

Встретил победу наш станичник на Эльбе за Берлином. За это время потерял под собой два танка, дважды горел в танке, был ранен и снова возвращался в строй наш земляк – Николай Федорович Ноздрачев, не опозорив чести своего отца – таманца.
В освобождении станицы участвовала и 223 Стрелковая дивизия, из которой 24 человека, во главе с Алиевым, были посланы в тыл к противнику, на летнюю дорогу Красноармейская – Трудобеликовский. По этой дороге немцы подвозили боеприпасы со стороны Славянской. В ходе боя 18ти воинам пришлось отступить на несколько десятков метров. Раненых забрать не удалось и тогда фашисты, собрав обессиленных бойцов, бросили их в подожженную скирду соломы, сложенную недалеко от дороги. С помощью прятавшихся в камышах людей, пришедших на помощь бойцам 223 стрелковой, немцев не пропустили в станицу, заставили вернуться. Больше помощь не поступала обороняющимся немцам. Из станицы немцы отступили по улице Просвещения на запад.
К 12 часам ночи 9 марта оккупанты отступили, боясь окружения, бросая технику, снаряды, подводы и т.д. Вместе с ними, боясь возмездия, ушли и те, кто быстро нашел общий язык с фашистами: полицаи, переводчицы, предатели. Первыми в станицу пришли разведчики. Станичники ждали бомбежки, обстрела станицы, но, после прихода разведчиков, стало ясно: бояться нечего, станица пуста. Утром зашли остальные войска. Вместе с ними в станицу из Джерелиевской вернулись партизаны. По словам Ладони И.Е.: «Когда освободили Староджерелиевскую, мы, партизаны, были в ней. Приехали в Красноармейскую 9 марта вместе с частями Красной Армии. Здание Райисполкома разгромлено, подорвано. В моем кабинете, совершенно пустом, висел портрет Сталина, - я был поражен. Пришел домой – там разведчики 9 Армии и живет дочь высланного в 1930 году Телеги, т.е. прежняя хозяйка с двумя детьми. Потом они куда то исчезли. На полях сражений и в станице немцы оставили 518 единиц техники. Две машины оставили Райисполкому, а остальные использовали в ходе наступления советские войска».
Из книги: В.П. Александрова, 2002 г. «История станицы Полтавской (Красноармейской)».