Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого Кубанского казачества»
- Подробности
- Создано: 10.03.2023 10:04
"Бисова чугунка". Из истории железной дороги на Кубани.
Железнодорожный транспорт стал настолько привычным в наше время, что воистину кажется невероятным факт неприятия строительства железных дорог среди простого народа.
Были такие факты и в Кубанской области. Между прочим, знаменитая песня "На Тихорецкую состав отправится" - это о кубанской железнодорожной станции речь.
Но не будем отвлекаться. Итак, бурное экономическое развитие Юга России в конце 10-начале 20 века приводит к необходимости развития железнодорожного транспорта.
Я.Апостолов пишет: "Отдаленность станиц Старой Черномории от железнодорожных станций приводит к тому, что казаки земледельцы почти никогда не бывают в курсе базарных рыночных и портовых цен, местные продукты, за неимением достаточного числа покупателей, остаются не проданными или же, если и продаются, то почти за бесценок, между тем как на них имеется большой спрос всего в 50-60 верстах, при станциях железной дороги...".
Первый пассажирский поезд от Ростова-на-Дону во Владикавказ проследовал 15 июля 1875 года. В это время поезда состояли из паровоза, 6-8 двухосных вагонов и двигались со скоростью около 25 км в час. Вот как описывал первые впечатления жителей станицы Кавказской, наших ближайших соседей, от встречи с поездом историк Кубанского казачьего войска А.Д.Ламанов в своей работе 1914 года издания «Исторический очерк о заселении станицы Кавказской Кубанским казачьим войском» (стр.62): «Вся станица (Кавказская) вышла на яр посмотреть издали на двигавшийся поезд, дома остались только старые люди, в глазах которых движение поезда совершалось «нечистою силою», а не умом человеческим. В первое время шум двигающегося поезда, пар, свистки пугали животных, которые неслись в разные стороны, отчего получались только обломки от повозок и увечья самих животных и пассажиров на повозках, это вызывало озлобление против дороги и подтверждало мнение старых людей о действии нечистой силы. Впрочем, население и животные скоро привыкли к движению поезда».
Кубанские областные ведомости в номере от 10 августа 1874 года давали следующую информацию про станицы нынешнего Павловского района:"...К сожалению, жители крайне недовольны дорогой и очень враждебно относятся к ней. Не испытывая еще никаких для себя осязательных выгод, они видят в ней одно только стеснение "То було скотыну выпустышь за грэблю, вона и пишла соби пастыся в степь; тэпэр же це мынувалося, трэба всяки час буты при худоби, шоб яка товаряка нэ вшэлэпкалася на дорогу". Надо думать, что когда дорога откроется для движения и по всему району своего прохождения подымет цены на все сельскохозяйственныя произведения и понизит на получаемыя сюда фабричныя, заводския и др., тога только местные жители воочию увидят громадныя выгоды рельсового пути и сами покраснеют за теперешнее свое враждебное настроение к железной дороге. Замечательно, что жители и здесь, в Новолеушковской, локомотивы называют "жеребцами"... Удивительно, право, откуда народ берет такие меткие названия".
Директор педагогического техникума станицы Уманской (с 1934 года - Ленинградская) И.Л. Полежаев с своих дневниках оставил такие воспоминания: "Центр станицы, как было сказано раньше, находился в 4,5 км от ж. д. станции Уманская из-за каприза казачков, «шо нэ хотилы, шоб бисова чугунка пугала, а можэ и давыла худобу...».
Источники: Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».