Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

Станицы, края, концы
Станица - довольно большой населенный пункт.

Не зря в гимне Краснодарского края поется именно про "станицы вольные" (во всяком случае, здесь можно усматривать не только идею про свободолюбие казаков, но и вольную, широкую планировку станичного пространства).
Исходя из особенностей заселения, а также местного быта, в станицах складывались отдельные участки, жители которых на локальном уровне отличали себя от остальных. На Кубани эти участки могли называть по-разному: "края", "концы", "кутки"...
Например, Роговская станица (Тимашевский район Краснодарского края) делилась на четыре района: Центр, Лабу, Кут и Слободу. Центр - понятно. Кут (куток) - ясно, а вот на счет Лабы и Слободы вопрос сложнее. Помню, что название Лабы обозначало понятие дальности от центра. «А! Куц?! Это тот, что живет «аж на самий Лаби»? Возможно, что роговцы в своё время несли службу по р. Лабе - расстояние от Роговской казалось далёким, вот оно и вошло в обиходный язык казаков. На Лаби - значит далеко. Что касается Слободы, то тут можно допустить предположение, что эта часть станицы населялась добавочными переселенцами из Слободской Украины. Так или иначе, но это деление в бытовом отношении играло важную роль. Названий улицы не имели, номеров на дворах не было, а разыскивали и узнавали ту или иную фамилию легко и свободно. Достаточно было назвать район, кто кому сват, или кум, у кого ряба кобыла - и дело решалось просто. Границы этих районов особенно хорошо знали парубки. Из-за дивчат они устраивали из них форменные запретные зоны. Нужно было обладать большой храбростью, чтобы ночью пробраться из одной зоны в другую, для свидания с любимой дивчыной. Смельчак рисковал и шапкой и бешметом, а то и собственными боками. Днем, разумеется, запрет снимался, и ночные соперники дружески челомкались при встречах и посмеивались над пострадавшими.
Кубанский историк О. Матвеев в своей работе "Из прошлого станицы Дядьковской. Первая четверть XIX – начало ХХ вв." пишет, что станица Дядьковская (ныне - в Кореновском районе Краснодарского края) делилась на края, которые дядьковцы называли Гора, Центр, Свинячий и Куток.
«Гора - на горе жили», - объяснял происхождение микротопонима Л.М. Лупенко. «Куток - потому что там больше дороги не было, - пояснял В.И. Копоть. - Почему Свинячий называли: там свиньи свободно ходили, в каждом дворе много было. Самое главное, у нас там с одной стороны река, с другой стороны тоже ограничено, в общем, свиньи никуда не уходят, свободно ходили. Левада - там вначале были такие дикие заросли. Надо было очень много труда вложить, чтобы эту Леваду приспособить к жизни. Левада - это заросшая дикими деревьями местность, есть же родючие, Левада зарастала неродючими. Потом окультурили».
Деление на края структурировало станичное пространство, создавало гармонию общего и особенного на внутрилокальном станичном уровне, выражалось в необходимом для воспроизводства общины соперничестве молодёжных групп, системе физического воспитания («кулачки», конные состязания и пр.), заключении браков между представителями разных краёв и фамилий и т.д. «Свинячий враждовал с Горой, - говорил В.И. Копоть. - Центр тоже враждовал с Горой. Это если с Горы ребята попадут в Центр - дадут хорошенько. Но они не до потери сознания. Своеобразно тренировались они».
В конце 1920-х годов станица Вышестеблиевская в числе других населенных пунктов вступила в эпоху коллективизации, следствием которой стало образование колхоза «Гигант». Кроме Вышестеблиевской в него вошли поселок Веселовка (позднее выделившийся в винсовхоз «Янтарь»), Станишевские хутора (в дальнейшем совхоз «Мирный») и хутор Приморский (впоследствии совхоз «Залив»).
В 1931 году «Гигант» разделился на два коллективных хозяйства, что надолго внесло территориальное и ментальное разобщение в ряды станичников. Олег Матвеев в своей работе приводит воспоминания старожилов станицы о тех временах: «Это было уже пиры советской власти: молодежь собыраюця, у нас було два – наш «За хлопок» назывался колхоз, а то - «Заветы Ильича», та сторона, и ото сходылыся вэчирами и дракы устраивалы». Бытовали и другие названия разных частей Вышестеблиевской: один из краев назывался Голопузивка - «потому что там бедно жили», а другой - Соленый лиман.
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».