Исторический проект «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»
- Подробности
- Создано: 07.04.2023 11:00
Условия жизни прошлых лет заставляли людей объединяться, решать вопросы "гуртом". Кубанский историк И. Васильев отмечает, что ценности восточнославянской общины дали возможность казакам выработать принципы социальной организации, основанной на коллективизме, примате общего над частным и стремлении к независимости.
Федор Щербина приводит данные о том, что для обозначения понятий об общине кубанские казаки употребляют слово «общество» или, по казачьему выговору, обществО». Слово «мир», употребляемое в аналогичном смысле великорусскими крестьянами, здесь совсем не встречается. Но черноморцы, как малороссы, иногда заменяют термин «общество» старинным «громада».
Определяющую роль в таком обществе, конечно же играли опытные казаки, старики.
Часто из далёкого детства почему-то всплывают такие выражения стариков: «а як разсудэ опшиство», «а шо скажуть люды», «ни, я супротив опшиства ны пиду, хиба кацапа спросы». Кацапами называли почти всех пришлых, не казачьего рода. Для них общественное не имело такого значения, как для местных.
Наверное, одно из самых важных влияний приходилось на воспитание. Не было в станах наших предков чужих детей. Воспитывали хлопцев и дивчат, как говорится, гуртом. Подзатыльника или оплеуху мог получить любой. Причем наставлял на путь истинный иногда плюгавенький, еле дышащий старик с обязательным возгласом вдогонку: «И нэ забуть батькови сказать, ось я ёго спытаю». И говорили не только дети, но уже и женихавшиеся: «Получил от такого-то за такое…» А была добавка или нет, тут уж от батьки зависело.
Источники: Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».