Исторический проект «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

Кубанские плуги
Крестьяне и казаки, переселявшиеся на Кубань с территории Украины и русских губерний, приносили с собой секреты земледельческого искусства.

Эти знания касались и инструментов вспашки земли. А.С.Бежкович описывает один из таких инструментов, "ковальский плуг" довольно подробно: "Время появления «ковальского» плуга надо отнести к середине XIX столетия, когда впервые он встретился у крестьян на юге Украины. Ковальский плуг распространился сначала в степной Украине, в Крыму, а затем через Таманский полуостров проник на Кубань и в течение десятилетия во многих хозяйствах вытеснил «деревянный». Несколько позже эти плуги вместе с «заводскими» распространились на остальной территории Украины и у украинцев в других областях России. Несмотря на очевидные преимущества этого плуга перед старым «деревянным», ему пришлось выдержать борьбу с последним. Старики-крестьяне неохотно расставались со своим самодельным плугом. Пионерами в использовании «ковальского» и «заводского» плугов были молодые хозяева. Казак Торяник, теперь уже старик, тогда еще молодой хозяин, первый завел у себя в станице Таманской «ковальский» плуг. Купил он его за 30 рублей. Когда он привез этот плуг домой, отец его был возмущен новаторством сына: «Батько трохы з дому нэ прогнав – говорыв: як будыш орать старым плугом, то бог будэ родыть хлиб, а цым хиба можна орать», – показывая на плуг «ковальской» работы.Но купленный плуг в работе оказался хорошим: «Як заприг три пары волив, так вин тикэ шумыть – так до дила орэ». Молодой хозяин торжествовал: о нем и его плуге говорила вся станица, казаки приходили смотреть на новинку и выражали восторг и удивление уму того человека, который мог сделать такой плуг. Говорили: «Якый воно ото умний чоловик, шо выдумав такый гарный плуг».
Нам, как ценителям кубанского говора, интересно перечитывать воспоминания писателя Федора Щербины. В них в частности можно встретить слово "сабан"– примитивный деревянный плуг с металлическим лемехом:
"В то время в земледельческом хозяйстве казаков станицы Бриньковской, как вообще в Черномории, преобладали весенние посевы. Культура озимых хлебов была слабо развита. Сеяли обыкновенно одну озимую пшеницу. Ржи не было и в помине. Местное население совсем не потребляло ржаного хлеба, а дети, подростки и многие взрослые даже не видели его, зная лишь, что это чёрный, а не белый хлеб. Весенние же посевы охватывали целый ряд хлебных растений, корнеплодов и овощей. Сеяли два вида пшеницы – «арновку» и «гирку», или «красную», ячмень, овёс, просо и лён; на баштанах хорошо родили арбузы, дыни, огурцы и тыквы; в недостаточной степени развито было ещё культивирование картофеля и свёклы; кукуруза как лакомство в виде варёных кочанов культивировалась большей частью на баштанах, на которых торчали также и подсолнухи; мало возделывалось фасоли, гороха. Мы решили ограничиться поднятием одной десятины целины: три четверти её – под баштан, а остальную четверть – под пробные посевы проса и льна. Для распашки под эти культуры требовалось пустить сабан. Решено было в первую очередь и заняться этими работами, так как с баштаном мы немного опоздали. Целину мы подняли сабаном в четыре пары волов.
Плуг удалось так хорошо наладить, что пятая пара волов оказалась излишней. И этот факт послужил нам на пользу.
– Воны ж, – говорили казаки о нас, – и цилыну – орють чотырма парамы волив, а ми без пятои пары нэ обходымся."
Источник: Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».