Главный-батько
Батько - вроде бы привычные слова, знакомые по кубанскому фольклору.
Давайте ещё раз посмотрим, как наши предки относились к своим отцам и как это отношение отражалось в их быту и культуре.
Большая патриархальная семья состоит из трех, реже четырех поколений, объединяя несколько нуклеарных семей. Такая
семья характеризуется совместным проживанием и ведением хозяйственной деятельности, при этом глава семьи обладал единоличными полномочиями в решении почти всех вопросов.
Жена главы также обладала высоким статусом, однако ее полномочия
касались лишь сферы женских работ, а при решении наиболее
важных вопросов ее голос можно назвать совещательным. Главу
такой семьи чаще всего называли «хозяин», «дед/дид», «батюшка»: «У нас 7 душ было семьи. А булы таки шо и два ожэнылося, и тры ожэнылося,
живуть з батьком вмисти. Главный батько.»
Ребёнка, рождённого без отца, в кубанских станицах называли «безбатьковщина», сироту же, не имеющего родителей, - «безматерный».
Иногда лексема «батько» получает обобщённое значение «родители», что свидетельствует о главенствующей роли отца в семье: "Коляд, коляд, колядын, я у батька одын. Мэнэ нэ пытайте, ковбасы давайтэ". "Спасиба тваиму батьки" (ироничная благодарность родителям). "Я ж нэ такый, як у мого батька дитэ" (где батька - главный представитель всей семьи). "Батька в наймах нэ нажалиеш (о сложности заботиться о родителях, живя где-то далеко)".
Про батьку носители диалекта вспоминают даже тогда, когда в беседе с учеными-исследователями говора отходят от темы.
Информант зачастую отвлекается: "Ох, зараза, комар сив - цэ у нас сама страшна бида", переходит на другую, более важную для него, тему: "А мы у батька жылы, нас було дэвять душ дитэй, тоди государство нас нэ обиспэчивало, як тэпэр дают грошы..."
Источник: Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко»