Прядение – занятие сезонное. Начиналось оно по окончании сельскохозяйственных работ и заканчивалось на Масленицу.
Казачки часто собирались вместе в одном курене, пели песни, вспоминали молодость, обучали ремеслу малолетних девочек. Девушки на выданье собирались отдельно с прялками и веретенами, пряли и вышивали, готовили себе приданое. В качестве гостей сюда приходили казаки, знакомились с девушками, выбирая себе невест. Прялка стала не только орудием труда, но и очень дорогим и значимым подарком. В некоторых регионах России существовала свадебная традиция: жених разбивал прялку, подаренную родителями невесты, а вместо нее делал сам другую. Это было символом начала новой жизни, «рождения» новой семьи. Прялки с любовью хранились и передавались женщинами друг от друга по наследству.
Позднее на замену ручным прялкам пришли самопрялки. Впервые они на Руси появились в XV веке, за несколько веков пройдя много усовершенствований. В крестьянском быту самопрялка прочно обосновалась в XIX веке. Центром производства таких прялок в России стала Вятская губерния, а позже их стали делать и местные кустари. Самопрялка это частично механизированный станок с ножным приводом, освобождающий две руки для вытягивания кудели и формирования нити. В зависимости от того, как располагалось колесо, сбоку или снизу относительно прядильно-наматывающего узла, самопрялки были двух видов: горизонтальные и вертикальные. В большинстве регионов России бытовала вертикальная разновидность самопрялки — стояк, когда катушка с рогулькой находится над колесом. Такие прялки называли русскими. Горизонтальные прялки – лежак, чухонка, где прядильный механизм располагается сбоку от главного колеса, были распространены в основном в Скандинавии, Европе, Карелии, а на территории России встречались редко.
Кубанскую хату невозможно было представить без прялки. Прядение как неизменная составляющая жизни нашло отражение и в речи кубанцев.
Когда кто-то уходил, то мог шутливо сказать:
"Шось мени не с руки в вашей хате прясты".
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».