Исторический проект «Дневник памяти»

Из воспоминаний Мендель Михаила Ивановича о настоящем подвиге старшеклассников и учителей первой школы:

«...колхозники не успели собрать зерно риса. Это случилось потому, что все мужское население было на фронте, в колхозе отсутствовала материальная база, а рабочей силой были только старики, женщины и дети. К тому же началась ранняя дождли­вая осень, а затем и зима. Рис, таким образом, стало возможным убирать только в морозные дни декабря и января месяцев. Зерно оказалось под явной угрозой гибели.

По инициативе комсомольцев, все учащиеся старших классов решили спасти урожай риса в колхозе им. Кирова.

Группы трех старших классов вместе с преподавателями вышли в поле. Ответственным из числа преподавателей были т.т. Антошкина Мария Алексеевна, преподаватель русского языка и литературы и преподаватель истории т. Мендель Александра Федоровна. Преподаватель немецкого языка т. Шкварцов искус­но решил хозяйственные вопросы.

Первая группа, именовавшаяся отрядом № 1 в течение 10 дней жила в поле, в палатках и убирала урожай, несмотря на снежные бураны и трескучие морозы. Для жилья ученики сами построили шалаши, крытые соломой. Солома служила учащимся и учите­лям и периной, и одеялом. Через 10 дней на смену одних отрядов приходили другие... Сами повара толкли в ступах рисовые зер­на и сами варили кашу... Для всех было ресторанным блюдом и называли пловом с утятиной, если удавалось поймать диких уток.

Я, будучи заведующим районо, сильно переживал за судь­бы ребят и учителей, часто к ним приезжал... О своем житье - бытье ученики и учителя рассказывали мне так, как будто они живут не в шалашах, а в санатории. Они рассказывали о том, что ежедневно не только выполняют и перевыполняют нормы на убор­ке риса, но и отлично организуют свой отдых...

Всматриваясь в их лица, заметна была усталость и даже стра­дания по разным, никому не ведомым, кроме них, причинам, а в уголках глаз некоторых... девочек появлялись непрошенные сле­зинки. Они тайком смахивали их и стремились показать свою веселость и даже игривость.

В действительности же жизнь в отрядах была не из легких. Ведь кроме тяжелого физического труда в пургу и мороз, учени­ки не прекращали своей учебы. В перерывах между работой, а часто и вечером при яркой зимней морозной луне ученики уса­живались в шалашах или рядом с ними и слушали уроки своих преподавателей. Учителя без скидок на усталость, опрашивали учеников по материалам прошлых уроков, излагали новый. И так повторялось каждый вечер...

Информация из книги: «История станицы Полтавской (Красноармейской)», автор Александрова В.П., 2002 г.