Час портрет «Его именем названы улицы»
- Подробности
- Создано: 15.06.2023 10:16
На июнь 2023 года выпадает две даты жизни известнейшего в свое время красного командира Дмитрия Жлобы – 136 лет со дня рождения и 85 лет со дня его смерти.
Самые героические и трагические повороты судьбы Жлобы связаны с Кубанью.
Родился будущий военачальник 3 июня (15 июня) 1887 года в Киеве в семье рабочего (по другим источникам - батрака). Так или иначе, судьба Дмитрия была фактически предрешена. При этом природная смекалка и увлечение техникой помогли ему стать машинистом на шахте в Донбассе и считаться высококвалифицированным рабочим.
Такой статус позволял избежать призыва на фронт после начала Первой мировой войны. Но в 1916 году за участие в одной из забастовок «бронь» Жлобе отменили. Но послали не на фронт, а, опять же учитывая его умение разбираться в технике, в престижную школу авиамотористов в Москве. Там он выучился на моториста и получил унтер-офицерское звание.
В 1917 году вступил в партию большевиков и даже был избран членом Московского совета. Командовал красногвардейским отрядом во время Октябрьского вооружённого восстания в Москве, вёл боевые действия против занявших Кремль юнкеров.
В 1918 году начинается деятельность Жлобы как одного из заметных красных командиров армии Северокавказской советской республики. И продолжался активный боевой путь Жлобы вплоть до 1921 года.
В эпицентре деятельности Дмитрия Петровича Жлобы, как основателя кубанского рисосеяния, находилась станица Ивановская, где у него был дом, и поселок Водный, откуда пошли рисовые чеки и гидротехнические сооружения. Но и станица Полтавская имеет крепкую историческую привязку к имени этого легендарного человека. Красноармейская МТС помогала ремонтировать технику «Правстроя», и это являлось очень важным подспорьем, так как хорошо подготовленных технических специалистов на то время было раз-два — и обчелся. Когда на подмогу строителям пришли американские экскаваторы, над текущим ремонтом, опять же, мудрили все, включая умельцев МТС. Маршрут движения Ивановская – Красноармейская был у Жлобы одним из самых бойких. У ивановцев остались воспоминания о том, как Жлоба подвозил попутчиков на своем автомобиле. Об этом же свидетельствовали и жители Красноармейской. Не одна бабушка, сбившая ноги в пути, проехалась на жлобинской легковушке.
Но и это не все. Есть сведения, что Дмитрий Петрович останавливался на ночлег в просторной хате, крытой камышом, которая находилась на месте, где сегодня пересекаются улицы Просвещения и Жлобы. Была ли та мазанка в собственности строителя рисовых систем, или же он там просто квартировал — сказать теперь трудно. Зато непреложным является факт, что в 1967 году, в связи с 80-летием со дня рождения Дмитрия Петровича Жлобы, исполком Красноармейского сельского Совета принял решение о переименовании улицы Вокзальной в улицу имени Д.П. Жлобы.
Этот человек был уникальным. Умел воевать, умел сам работать и других увлечь. Его организаторский талант достоин занесения в учебники. Весной 1931 года коллективом «Плавстроя» было начато строительство Тиховской рисовой системы на бывшем Черкесском лимане. Головное железобетонное сооружение, магистральные и распределительные каналы, водовыпуски, мосты и 1597 гектаров рисовой системы были построены фактически за три месяца. Созданный в этом же году Черкесский рисосовхоз успел засеять площадь 1370 гектаров.
Жлоба ввел за правило предпосевное протравливание семян, 3-польный севооборот; участвовал в разработке водного режима: понятие «ускоренное затопление» — это технология тридцатых годов. Основатель кубанского рисосеяния отличился и как изобретатель: катки, планеры, тяжелая тракторная борона с автоматическим подъемником — за всем этим стоял он. И даже попытки разработать конструкцию косилки, способной скашивать полегший рис, — его идея.
Первооткрывателями экстремального сева в нашей стране были кубанские рисоводы тридцатых. В фондах Центрального государственного архива народного хозяйства СССР (теперь — Российский государственный архив экономики) сохранился отчет Д.П. Жлобы: «Плавстроем» впервые в СССР был проведен опыт рисосеяния летательным аппаратом ОБВ, руководимым летчиком тов. А. Полищуком».
И дальше Жлоба подробно информирует, что идти на риск стоило, ко всходам претензий нет, а поэтому надо рассмотреть вопрос о награждении летчика. Сам он подарил Полищуку часы фирмы «Докса».
И это — только «часть» Жлобы. Еще он громил белогвардейцев, летал на аэроптане и так же быстро на мотоцикле, сажал цветы, занимался беспризорниками и гордился, что награжден орденом Красного Знамени под номером два. Номер один был у Маршала Советского Союза Блюхера.