Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Настройки отображения

Официальный сайт Администрации

Мы в социальных сетях

   VK60x60     OK60x60     

Кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу, – была уникальным и самым масштабным социальным и образовательным проектом всей истории России.

Неграмотность, в первую очередь – среди сельского населения, – была вопиющей. Перепись 1897 г. показала, что из 126 млн. зарегистрированных при опросе мужчин и женщин грамотных среди них оказалось только 21,1%. За почти 20 лет после первой переписи уровень грамотности почти не изменился: 73% населения (старше 9 лет) были элементарно неграмотны. В этом аспекте Россия стояла последней в списке европейских держав.
В начале ХХ века вопрос о всеобщем образовании не только активно обсуждался в обществе и прессе, но и стал обязательным пунктом программ почти всех политических партий.
26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в  возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию. 
Грамотность была не целью, а средством: «массовая неграмотность  находилась в противоречии с политическим пробуждением граждан и  затрудняла осуществление исторических задач преобразования страны на  социалистических началах». Новой власти требовался новый человек,  полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические  лозунги, решения и задачи, этой властью ставившиеся.
Все имеющиеся культурные силы страны были брошены на борьбу с безграмотностью, доставшуюся от царизма.  Каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15,  должен был открыть школу грамоты, обучение вначале шло 3-4 месяца по 6-8  часов в неделю, а с 1922 г. срок обучения увеличили до 7-8 месяцев.  Обучающимся рабочий день сокращался на два часа, предоставлялись  различные льготы. Лица, препятствующие неграмотным посещать школу,  привлекались к уголовной ответственности. В стране создавалась широкая  сеть школ и пунктов по ликвидации безграмотности. Под ликпункты  рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские,  частные дома и церкви. Для ликвидации неграмотности привлекались все  образованные граждане.
С конца 1920-х гг. кампания по ликвидации неграмотности вышла на новый  уровень: меняются формы и методы работы, увеличивается размах. В 1928 г.  по инициативе ВЛКСМ был начат всесоюзный культпоход (всенародное  движение за грамотность, грамотные обучают неграмотных).  Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где  основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К  середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся  только в учтённых школах грамоты — 10 млн.
Следующий этап в борьбе за массовую грамотность населения – культурная  революция в 1930 году. В ходе нее в СССР было введено всеобщее начальное  обучение. Теперь ликбезом и ликвидацией малограмотности занимались обычные, а не чрезвычайные государственные органы.  Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало определенные  гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности  возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на  330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе).  Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах  только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. По данным переписи 1939 года, грамотность  лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%. 

же в 1926 году 56.6% населения страны в возрасте от 9 до 50 лет были  грамотными. К 1939 г. число грамотных в возрасте от 9 до 50 лет  составило 87.4%. С 1921 по 1940 г. в школах ликбеза и в школах для малограмотных было обучено около 60 млн. человек.
К началу 1940-х СССР население СССР было в массе образованным,  грамотным, умеющим пользоваться сложной техникой. Титанические усилия  совесткой власти и народа по ликвидации безграмотности в 20-40 гг не  прошли даром, и это отлично показала Великая Отечественная Война. Из  лапотной неграмотной крестьянской России Страна Советов стала страной  ученых, инженеров и победителей, а потом – и покорителей космоса. Этап  ликвидации безграмотности можно считать начальным этапом к будущим  совестким победам. 

1

2