Публикация «Фотографы – глаза эпохи»

Мы сидим у компьютера, рассматривая старинные фотографии. Подобно машине времени, они возвращают нас в прошлое. Многие из них хорошо известны всем, кто интересуется историей Кубани.

Среди родоначальников мировой фотографии нет имен россиян. В нашей стране первые мастера светописи, как тогда называли фотографию, появились в середине XIX века. Жили они в столицах и других крупных городах империи.

  Фотографирование на Кубани началось ещё до 1865 года. Несмотря на военные действия (Кавказская война закончилась в 1864 г.) и сложности с передвижением по области,  немногочисленные фотографы снимали войсковые сборы, парады, торжества. Но только в мае 1865 года открылась первая стационарная фотография есаула Кубанского казачьего войска А.Ф. Рыльского. От этой даты и ведет отсчет профессиональная кубанская фотография.

      Помимо Екатеринодара фотографические заведения появились и в других городах и крупных станицах Кубанской области: Ейске, Новороссийске, Армавире, ст. Прочноокопской, Майкопе, ст. Баталпашинской. 

Столпы кубанской фотографии.

Александр Федорович Рыльский был есаулом Кубанского казачьего войска. И это все, что мы знаем о начале жизненного пути родоначальника кубанской фотографии. Первое фотоателье им было открыто в Екатеринодаре на улице Графской (ныне Советской), недалеко от Красной.

Камера Рыльского запечатлела и портреты кубанцев, и многие знаменательные события из их жизни. Например, торжественное войсковое построение на плацу Екатеринодарской крепости по случаю панихиды по убитым во время Кавказской войны, а также в связи с освящением пожалованных Кубанскому казачьему войску 14 Георгиевских знамен и прочих отличий.

Снимал наш первый профессиональный фотограф и пребывание императора Александра II на Кубани. Кто и что было на этих снимках – можно только предполагать. Зато с уверенностью можно утверждать, что фотографии понравились высоким лицам.

Ведь вскоре Александр Федорович был удостоен звания «фотограф Его Величества», с правом изображения государственного герба на вывеске своего ателье. В начале семидесятых Рыльский перебрался в Крым, где продолжил свою деятельность. 

Новым хозяином «фотографии на Графской» стал Пётр Степанович Белецкий. Уже через три года у Петра Степановича появляется еще одно фотоателье. Неподалеку от первого, но еще в более престижном месте – возле Областного правления, которое находилось на Красной в паре десятков метров от Екатерининской.

Не был Белецкий обойден и лаской власть предержащих. Как и его предшественник, а потом и преемники, он тоже запечатлел для истории пребывание в наших краях особ царствующей фамилии. На этот раз – Александра III с императрицей. Петр Степанович преподнес им фотоальбом. 

В ответ был одарен крестом с бриллиантами. А потом получил и звание Личного почетного гражданина города Екатеринодара. Впрочем, некоторые источники намекают, что произошло это в большей степени потому, что фотограф безвозмездно снимал заключенных городской тюрьмы.

Но за помощью к Белецкому обращались не только представители власти. По просьбе археологов он сфотографировал их находки, сделанные при раскопках знаменитого Курджипского кургана – одного из выдающихся памятников сарматской культуры. 

В их числе – и золотые украшения, ныне известные всему миру.

Третий столп кубанской светописи – Семен Миронович Гольденберг. Он открыл свое заведение несколькими годами позже Белецкого. Правда, это удалось не сразу сыну часовщика из города Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск).

Сначала его фотоателье располагалось в доме госпожи Платоновой на перекрестке Красной и Екатерининской. Затем на выполненных Гольденбергом фотографиях появляется новый адрес: «Красная улица, собственный дом вблизи Армянской церкви». Свидетельство того, что семейная коммерция идет успешно. Ведь свой вклад в дело вносила и мадам Софья Гольденберг, известная модистка.

Авторитет мастера был столь велик, что ответственный, как теперь бы сказали, правительственный заказ на съемку для «Альбома костюмов России» был отдан именно ему.

Сначала его фотоателье располагалось в доме госпожи Платоновой на перекрестке Красной и Екатерининской. Затем на выполненных Гольденбергом фотографиях появляется новый адрес: «Красная улица, собственный дом вблизи Армянской церкви». Свидетельство того, что семейная коммерция идет успешно. Ведь свой вклад в дело вносила и мадам Софья Гольденберг, известная модистка.

Авторитет мастера был столь велик, что ответственный, как теперь бы сказали, правительственный заказ на съемку для «Альбома костюмов России» был отдан именно ему.

Афанасий Петрович Чернов был уроженцем Екатеринодара. В родной город, который перерос статус крепости, но где по-прежнему чтили воинские звания, он вернулся в чине запасного нестроевого младшего разряда.

Ниже, по местным меркам, – некуда. Зато Афанасий Петрович обладал знанием секретов техники светописи и художественным вкусом. Недаром в течение десяти лет он проходил школу у мастеров Москвы и Харькова.

Это и позволило ему быстро завоевать популярность у екатеринодарцев. Но помимо таланта у Чернова были и практическая смекалка, и чутье на политическую конъюнктуру. В сентябре 1888 года император Александр III с августейшей супругой Марией Федоровной побывал на юге России. Заехал он и в наш город. В честь пребывания семьи Романовых была воздвигнута Триумфальная арка на пересечении улиц Екатерининской и Котляревской (Мира и Седина). Теперь ее копия высится на Красной.

За съемку же Великого князя Александра Михайловича на охоте в Красном лесу он был пожалован званием «Фотограф Двора Его Императорского высочества с предоставлением права иметь на вывеске вензель Великого князя».

В Екатеринодаре, как и в других крупных городах, адрес проживания был свидетельством общественного положения. За первые тридцать лет пребывания в южной столице Чернов открыл три фотоателье.

Если первое располагалось в съемном доме на Медведовской (Кирова), то последнее – уже во вновь отстроенном собственном особняке на Дмитриевской (Горького), неподалеку от Красной. Но снимки Чернова фиксировали и техническое и экономическое развитие некогда отсталой южной провинции. Он и сам принимал участие в этом процессе.

В 1903 году Афанасий Петрович подал прошение о предоставлении ему возможности «воспроизводить снимки живой фотографии приобретенным аппаратом-синематографом фабрики Люмиера и демонстрировать им же в публике города Екатеринодара и окрестностях… вместе с заграничными картинами, а также показывать туманные картины способом волшебного фонаря как собственные, так и приобретенные мною».

В дальнейшем он демонстрировал картины для публики и в школах всей Кубанской области. Вместо арендной платы отчислял десять процентов со сбора в Фонд взаимопомощи учителей. И все были довольны.

fotogr202312 1

fotogr202312 2

fotogr202312 3

fotogr202312 4