Час портрет «Мистический гений»
- Подробности
- Создано: 04.08.2023 11:23
Илья Ефимович Репин (1844–1930) – великий русский художник-реалист, мастер портретного, исторического и бытового жанра, педагог, действительный член Санкт-Петербургской Императорской академии художеств, автор мемуаров и очерков о знаменитых деятелях искусства.
Илья Репин родился 5 августа (по старому календарю 24 июля) 1844 года в уездном городе Чугуеве Харьковской губернии в казачьей семье. Его отец, отставной солдат Ефим Васильевич Репин, занимался торговлей лошадьми. Мать, Татьяна Степановна Бочарова, знала грамоту и учила ей не только своих детей, но и соседских крестьянских ребятишек, а иногда и взрослых. Она прививала им любовь к искусству, читала произведения классиков русской литературы – В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Ещё будучи ребёнком, Илья Репин был очарован магией красок. По воспоминаниям самого художника, первый набор акварелей ему подарил двоюродный брат. Маленький Илья, затаив дыхание, любил наблюдать, как плоские бездушные картинки под воздействием кисти и красок оживают, а когда получил их в полное распоряжение – буквально не отрывался от рисования, отказываясь даже от еды и сна, не говоря о менее насущных вещах.
Родители, заметив успехи мальчика в рисовании и черчении, в 1855 году отдали его в местную топографическую школу, однако через два года её закрыли. Илья, которому на тот момент исполнилось 13 лет, уже знал, что его будущее должно быть связано с рисованием, и пошёл в подмастерья к иконописцу И.М. Бунакову – как впоследствии вспоминал сам Репин, первоклассному мастеру портрета. В мастерской своего первого учителя Илья показал себя способным учеником, и вскоре стал известен за её пределами.
Юность Репина прошла в дороге: в 1860 году, когда Илье исполнилось 16 лет, он оставил родной Чугуев и отправился на заработки вместе с кочевой артелью иконописцев. Спустя три года Репин решил отправиться в Санкт-Петербург, чтобы учиться в Императорской академии художеств. Поступил он туда не сразу: лишь после учёбы в вечерней рисовальной школе, где ему поставили технику, и сдачи экзамена молодого человека приняли в академию вольным слушателем. Денег на обучение у него не было, но с оплатой помог известный меценат Ф.И. Прянишников, заметивший у нового подопечного явные признаки таланта.
В академии Илья Репин учился целых 8 лет. За эти годы он сумел заслужить уважение педагогов и сокурсников, а его талант был отмечен несколькими наградами за отображение библейских сюжетов: малой серебряной медалью за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворождённых египтян» в 1865 году, малой золотой медалью за работу «Иов и его друзья» в 1869 году, и большой золотой медалью Академии за картину «Воскрешение дочери Иаира» в 1871 году.
Годы учёбы помогли Репину обрасти нужными петербургскими связями. Он завёл дружбу с однокашниками по Академии – впоследствии знаменитыми мастерами В.Д. Поленовым и М.М. Антокольским, познакомился с критиком В.В. Стасовым. Главным своим учителем Репин считал И.Н. Крамского, а потому часто общался и с членами созданной известным к тому времени мастером артели художников – первого независимого объединения живописцев.
В 1868 году у Репина возник замысел произведения, которое сделает молодого художника по-настоящему знаменитым. Прогуливаясь по Санкт-Петербургу, он увидел на берегу Невы бурлаков. Праздная публика на набережной будто и не замечала измождённых оборванных людей и их тяжёлый, почти рабский труд, и это до глубины души поразило молодого человека. После этого Репин погрузился в поиски композиции для новой картины. В столице он написал множество этюдов, но все их признал неудачными. Единственного, пусть и сильного, впечатления оказалось недостаточно для задуманного масштабного полотна.
В 1870 году Репин начинает работу над первой своей большой картиной «Бурлаки на Волге». Это произведение произвело фурор в международном художественном сообществе.
С 1873 по 1876 год Репин жил за границей, объездил всю Испанию, Италию и поселился во Франции, в Париже, где познакомился с местными импрессионистами, особенно полюбив Мане. Именно в Париже он написал картину «Садко», за которую получил звание академика и из-за которой на него обрушился шквал критики.
С 1877 по 1882 год художник жил в Москве и был активным членом Товарищества передвижников. Именно в это время он пишет картину «Царевна Софья» и начинает работу с самым выдающимся своим учеником В. Серовым. В это же время художником был написан портрет М. Мусоргского, который буквально через несколько дней скончался. Эта работа вызвала восторг у критиков.
С 1883 по 1900 год художник живет в Петербурге. Здесь он пишет самые выдающиеся свои работы: «Иван Грозный и его сын Иван», «Не ждали», «Запорожцы…», «Юбилейное заседание Государственного совета» (по заказу Александра III). На какое-то время, попав под влияние А. Бенуа и С. Дягилева, Репин становится членом «Мира искусства». С 1894 года он преподает в Академии Художеств. Со своими учениками иллюстрирует множество произведений, например, Н. Лескова, Н. Некрасова.
В 1900 году Репин обосновался в посёлке Куоккала под Сестрорецком, в имении Пенаты, купленном им для второй супруги (ныне посёлок Репино в черте Санкт-Петербурга). В 1915 году уже пожилой художник написал мемуары, вышедшие в свет лишь после его смерти. Над этой книгой, названной «Далёкое близкое», Репину помогал работать его близкий друг К.И. Чуковский.
До 1917 года Репин часто принимал у себя гостей, среди которых были не только художники, но и писатели, поэты, театральные деятели. После Октябрьской революции и предоставления Финляндии независимости художник автоматически оказался за границей, и все его многочисленные контакты с российскими друзьями и коллегами ограничились перепиской. Несмотря на многочисленные попытки советских художников и чиновников перевезти старика в СССР, Репин так и остался в Финляндии до самой смерти.
Интересные факты из жизни художника
Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником.
Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Многие из натурщиков Репина после написания полотна умирали, порой не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».
Стоит отметить, что картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.
Ещё один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».
Для картины «Царевна Софья» жена художника Вера своими руками сшила платье, ориентируясь на наряды, принесенные из Оружейной палаты.
Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.
Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну на открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.
Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали принадлежности художника. Однако это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-73. Холст, масло. 132х283. Государственны Русский музей
Илья Репин. Запорожцы. 1880–1891. Холст, масло. 203х358. Государственный Русский музей
Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885. Холст, масло. 199,5х254. Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин. Садко, 1876. Холст, масло. 322,5х230. Государственный Русский музей