«Азербайджан — мой отец, Россия — мать», — говорил знаменитый певец.
Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку в театральной семье: его отец, Магомет Магомаев, был театральным художником, мать, Айшет Кинжалова, — подающей надежды актрисой. Оба были творчески одарены от природы: отец играл на рояле и много пел, мать часто исполняла со сцены песни, аккомпанируя себе на аккордеоне. Вскоре после рождения сына Магомета Магомаева забрали на фронт. Он погиб за 15 дней до конца войны. Мать мальчика, узнав о гибели мужа, решила начать жизнь заново. Она полностью отдалась театральной карьере, забыв о ребенке. Уехала в Мурманск, где ей предложили место в областном драматическом театре. Прошло время, и она оправилась от утраты, вновь вышла замуж, в новом браке у нее родились дети — сводные брат и сестра певца. Сам он с матерью больше не жил.
Маленький Муслим воспитывался в семье дяди, старшего брата отца, Джамала Магомаева, заместителя председателя Совета министров Азербайджана. Семья дяди была зажиточной и благополучной и сумела сделать так, чтобы мальчик не чувствовал себя сиротой. Дом в Баку на улице Хагани, где прошло его детство, в народе называли «домом артистов». Соседом Магомаевых был знаменитый азербайджанский певец Бюльбюль, и Муслим с детства слушал его вокальные упражнения по утрам. Сам он дружил с сыном Бюльбюля Поладом, тоже будущим певцом. Но главным авторитетом для него был дедушка — композитор Абдул-Муслим Магомаев, в честь которого его назвали.
Абдул-Муслим Магомаев был фигурой легендарной. Выросший в семье кузнеца-оружейника, он сумел получить музыкальное образование, освоил восточную гармонь, скрипку, гобой, создал собственный оркестр и хор. Он написал две оперы, став основоположником азербайджанской классической музыки. Именно под его влиянием Муслим еще в детстве решил посвятить себя музыке.
Магомаев впервые вышел на профессиональную сцену в Доме культуры бакинских моряков, когда ему было всего 15. Родные не разрешали ему выступать со сцены, боясь, что он может сорвать голос, но этого не случилось. По воспоминаниям Магомаева, публика щедро одаривала его аплодисментами, заставлявшими молодого певца грезить о больших успехах, которые ждали его впереди.
В 1961 году, окончив училище, Магомаев устроился на работу в Ансамбль песни и пляски Бакинского военного округа. Очень быстро о его необыкновенном голосе заговорил весь Баку. Но ему уже недолго было оставаться звездой республиканского масштаба. Год спустя, в 1962-м, 20-летний певец отправился на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки с песней «Бухенвальдский набат». Будучи единственным представителем Азербайджана, он покорил доброжелательную фестивальную публику. О его успехе написал журнал «Огонек», рассказав о восходящей звезде в статье с пророческим заголовком «Юноша из Баку покоряет мир».
После возвращения из Хельсинки Магомаев стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова, а вскоре отправился в Москву выступать на заключительном концерте Декады культуры и искусства Азербайджана. Концерт состоялся в Кремлевском Дворце съездов 26 марта 1963 года. Очень скоро в Концертном зале имени Чайковского в Москве при полном аншлаге прошел первый сольный концерт Магомаева.
Спустя год певец получил приглашение на стажировку в прославленный миланский театр Ла Скала. Магомаев, считавший итальянскую оперу вершиной певческого искусства и еще в школе учившийся петь по трофейным пластинкам итальянских мастеров вокала, усердно осваивал технику бельканто. Вернувшись, он принял участив в оперных постановках Большого театра «Тоска» и «Севильский цирюльник», столь успешно исполнив главные партии, что руководство театра предложило ему контракт. Но Магомаев отказался: он не хотел ограничивать свой репертуар одной только оперной музыкой.
Он действительно был универсальным певцом. В его репертуаре было около 600 произведений, в том числе песни на музыку, написанную им самим. Его с восторгом принимали во многих странах мира. Музыкальный фестиваль 1969 года в Сопоте принес ему первую премию, Международный фестиваль грамзаписи в Каннах принес ему «Золотой диск». Магомаев стал первым из советских артистов, поехавшим на гастроли в США.
Он не отличался крепким здоровьем. Мощный голос удивительным образом сочетался со слабыми легкими, а осложнения после кори, перенесенной в детстве, обернулись глухотой на одно ухо. К тому же Магомаев всю жизнь много курил, что добавляло проблем. Этих его слабостей никто не замечал, но он сам о них знал, и этого было достаточно. И со сцены он ушел в расцвете славы, поняв, что его голос стал меняться. Никто, кроме самого Магомаева, еще об этом не догадывался, но для него этого было достаточно, чтобы уйти со сцены — без долгих объяснений и прощальных гастролей. Он хотел, чтобы его запомнили в расцвете сил и певческого таланта.
После 1998 года он не выходил на сцену. Он все так же жил в Москве вместе с супругой тихой частной жизнью: занимался живописью, создал собственный сайт, общался в интернете с поклонниками. Его смерть была неожиданной и скоропостижной: певец скончался на 67-м году жизни 25 октября 2008 года на руках у жены от ишемической болезни сердца. Он был похоронен в Баку, на Аллее почетного захоронения, рядом со своим дедом. В Москве, на его доме в Леонтьевском переулке, в год 75-летия артиста была установлена мемориальная табличка с надписью: «Орфей ХХ века».
Источник: сайт «Известия», статья Екатерины Мелицкой
Муслим Магомаев во время выступления на новогоднем «Голубом огоньке», 1983 год. Фото ТАССВиталий Созинов
Муслим Магомаев на съемках фильма «Низами», 1982 год.Фото ТАССАльберт Тавакалов
Муслим Магомаев разговаривает с сотрудниками французского телевидения, снимающими концерт в Большом театре, 1973 год.Фото РИА НовостиМаршани
Муслим Магомаев, 1663 год.Фото РИА НовостиМалкин