Информационная публикация «История застывшая в фотографии»

Фотография – это уникальное явление, ведь на фотоснимках можно запечатлеть происходящие события, интересные моменты, красивые места, любимые лица, моменты, которые никогда больше не повторятся…

Благодаря им, можно вернуться в прошлое, ведь просматривая фотографии, мы вспоминаем многие замечательные моменты жизни. К тому же для кого-то фотография – это не просто увлечение, а ещё и профессия и даже искусство.
Поэтому не удивительно, что у этого явления есть и свой персональный праздник – Всемирный день фотографии (World Photography Day), который все фотографы (и любители, и профессионалы) и ценители данного искусства отмечают ежегодно 19 августа. А учреждён он был в 2009 году по инициативе австралийского фотографа по имени Корске Ара.
Дата праздника была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1839 году широкой общественности был представлен метод получения отпечатка фото – дагерротипа, прототипа фотографии. Данное изобретение принадлежит Луи Жаку Манде Дагеру, родившийся в городке Кормей-ан-Паризи, недалеко от Парижа 18 ноября 1787 года, у которого патент на столь перспективную инновацию выкупило правительство Франции, оно и провозгласило его изобретение «подарком миру». Ведь изобретение Дагера стало первым шагом на пути к фотографии как общедоступной «технологии».
Человек, всю жизнь посвятивший химическим экспериментам, – Дагер не имел специального образования. В 13 лет отец отдал его учеником к архитектору, а в 16 – отвез в Париж, где мальчик стал подмастерьем театрального декоратора «Гранд-опера». Считается, что именно Луи Дагер вместе со своим компаньоном Шарлем-Мари Бутоном в 1822 году создал для «Парижской оперы» первую диораму, которая не имела ставшей традиционной в конце XIX века полуцилиндрической формы, но впечатляла масштабом. Она состояла из двух картин размером 14 на 22 метра. Затем последовали и другие. Содержание диорам разъяснялось, сопровождалось сложной игрой света, звуковыми эффектами. Представления пользовались огромным успехом: с помощью диорам зрители получали возможность перенестись в собор, потом – к развалинам готического замка или в красивейшие уголки Италии…
Работая декоратором, Дагер задумал использовать для создания крупных изображений камеру-обскуру – светонепроницаемый ящик с отверстием с одной стороны и экраном из матового стекла или белой бумаги на противоположной стороне. Рисуя очередную декорацию, художник заметил, что на сырой краске появилось изображение улицы, роль камеры-обскуры сыграла дырочка в шторе. На следующий день изображение еще можно было различить – его закрепила засохшая краска. С этого момента Дагер начал искать способ зафиксировать изображение в камере-обскуре. Началась череда опытов с различными химическими веществами, а вскоре он узнал через поставщика оборудования, оптика Шарля Шевалье, что подобными экспериментами уже около 10 лет занимается некий Жосеф Нисефор Ньепс. Дагер написал ему письмо, и через несколько лет после знакомства Ньепс предложил заключить договор о сотрудничестве.
Нисефор Ньепс изобрел гелиографию, которая дала теоретическую основу дагеротипии, однако оказалась малопригодной для фотографирования с натуры: получалось контрастное изображение без деталей и полутонов. Сохранился снимок, сделанный с помощью этого метода в 1826 году: «Вид из окна в Ле Гра». Позднее гелиография стала широко использоваться для тиражирования репродукций. Однако Ньепс умер в 1833 году в возрасте 68 лет. Луи Дагер же спустя 11 лет проб и ошибок от начала своих изысканий создал надежную технологию – дагеротипию, которую часто называли «зеркалом с памятью». Дело в том, что изображение на дагеротипе получается зеркальным, оно состоит из амальгамы, образующейся при взаимодействии серебра и ртути.
Метод состоял в следующем: сначала серебряную или посеребренную медную пластинку в течение нескольких минут подвергали в темноте воздействию паров йода. В результате на поверхности образовывался слой светочувствительного йодистого серебра. Затем пластинку помещали в камеру-обскуру и экспонировали 15-30 минут на ярком свету. Под действием света молекулы йодистого серебра разрушались, пары йода улетучивались, а микроскопические зерна серебра образовывали скрытое изображение.
После этого пластинку проявляли в парах ртути, нагретой до 50-80°С. Ртуть растворяла серебро, образуя амальгаму. Проявленную пластинку закрепляли, промывая в горячем растворе поваренной соли или гипосульфита, который растворял оставшееся йодистое серебро и обнажал полированную серебряную поверхность. Поскольку пленка амальгамы непрочна, а серебро легко окисляется, готовый дагеротип часто покрывали хлоридом золота, который окрашивал изображение в красно-коричневый тон. В зависимости от наклона пластинки к источнику света дагеротипы могли выглядеть и как позитив, и как негатив.
Дело Нисефора Ньепса продолжил его сын, Исидор Ньепс, который стал компаньоном Луи Дагера. Изобретенный Дагером метод имел огромный успех, однако заработать на распространении изобретения по платной подписке не удалось: раскрыть принцип дагеротипии Дагер и Ньепс обещали предпринимателям только после подписания контракта, а вкладывать 1000 франков в неизвестность никто не хотел. Тогда Дагер обратился к знаменитому физику и астроному, директору Парижской обсерватории Доменику Франсуа Араго. Ученый высоко оценил дагеротипию и ее перспективы, 19 августа 1839 года он сделал доклад на совместном заседании Французской академии наук и Академии изящных искусств. Вскоре имя Дагера стало известно во всем мире.
Араго считал, что технология не должна принадлежать частному бизнесу, и предложил Дагеру продать ее правительству Франции, которое выкупило права и передало дагеротипию в общественное достояние. Луи Дагер получил пожизненную ежегодную пенсию в размере 6000 франков, Исидор Ньепс – пенсию в размере 4000 франков. Уже 16 сентября первый дагеротип был сделан в Америке, в Нью-Йорке, а 8 октября – в Российской империи: подполковник путей сообщения Теремин получил снимок строящегося Исаакиевского собора.
Одним из наиболее интересных направлений дагеротипии стала портретная съемка, хотя из-за низкой светочувствительности дагеротипных пластинок выдержка составляла 15-30 минут. То есть модели приходилось полчаса, не двигаясь, сидеть в кресле на ярком свету с головой, зафиксированной специальным устройством – «копфгальтером». Чтобы хоть немного сократить выдержку, некоторые фотографы натирали лица своих клиентов пудрой и мелом, однако кардинально на скорость процесса это не влияло. Порой клиенты засыпали…
Сам Дагер считал портретную съемку методом дагеротипии бесперспективной, однако это никого не останавливало. Именно портреты стали главной сферой коммерческого применения технологии. Первое в мире портретное фотоателье открылось в 1840 году в Нью-Йорке. Для съемки старались использовать стеклянные павильоны.
Уже через год выдержка при портретной съемке сократилась до одной секунды. Портреты стали успешным бизнесом, и дагеротипные фотоателье появились по всему миру. Изобретение Луи Дагера было введено и в судебную практику: дагеротипные портреты разыскиваемых преступников полностью вытеснили портретную миниатюру. Однако у дагеротипии было несколько серьезных минусов: во-первых, для съемки требовался очень яркий свет, например, сделать хороший дагеротип в пасмурную погоду было невозможно, а во-вторых, дагеротип можно было сделать только в одном экземпляре, с него нельзя было получить копии. Поэтому фотографы искали новых методов.
Луи Дагер умер 10 июля 1851 года в возрасте 63 лет, примерно до этого же времени дагеротипия оставалась доминирующей технологией фотографии, пока не изобрели так называемый мокрый коллоидный процесс. Размножение и увеличение снимков стало возможно только тогда, когда фотографический процесс разделился на два основных процесса: негативный и позитивный.
В последующие годы множество ученых продолжало совершенствовать процесс получения фотографий, используя разные материалы и реактивы. В 1861 году Джеймс Максвелл сумел воспроизвести цветное фото, а изобретение в 1981 году компанией Sony цифровой камеры, позволило делать цифровые фотографии и отказаться от традиционной фотопленки (хотя многие профессиональные фотографы и сейчас предпочитают её в своей работе). И сегодня, в мир цифровых технологий, мы без труда можем сами делать фотографии, которые потом заставят нас улыбнуться, взгрустнуть или затаить дыхание.

2

Групповой портрет авторов «Современника». Слева направо - И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Др

3

Дороти Кэтрин Дрейпер. Первый в истории женский фотопортрет, снятый Джоном Дрейпером в 1840 году

4

Жозеф Нисефор Ньепс. Первая в мире фотография, сделанная на сплаве олова сос винцом. 1862 год

5

Мастерская художника. Дагеротип, созданный Луи Дагером в 1837 году