Историческая публикация «Вояж Саввы Белого»
- Подробности
- Создано: 24.08.2023 11:56
25 августа Краснодарский край отметит День высадки на Тамань первых кубанских переселенцев.
Казаки и их семьи были первыми, кто вступил на землю Кубани после того, как 30 июня 1792 года Екатерина II выделила ее для заселения черноморскому войску. С этого момента началось активное заселение территорий.
Савва Белый родился 22 августа 1730 года. Являлся полковником Черноморского казачьего войска. Возглавлял казачью флотилию, которая в сопровождении яхты с бригадиром Пустошкиным, специально командированным к казакам царским правительством, отправилась из-за Южного Буга на Кубань, к берегам Тамани.
Переход был опасен и сложен. Канонерские лодки не предназначались для плавания в открытом море, но на берегу их заново проконопатили и осмолили, оборудовали галерными парусами, брезентовыми тентами, якорями, блоками, веслами, канатами. Готовясь к походу, флотилия приобрела 4 больших зрительных трубы, 25 мореходных компасов, 51 жестяной фонарь, 51 «кожаную юхту» на помпы.
Починку и оснастку судов удалось завершить к 8 августа 1792 года. Командир казачьей флотилии Савва Белый доложил Головатому, что флотилия в составе пятидесяти одного судна находится при Станиславской косе в полной готовности. Бригадир Пустошкин с борта флагманского судна - яхты «Благовещение» - огласил приказ, по которому при первом благополучном ветре флотилия движется в Еникальский пролив к «острову Таману».
И вот, 16 августа 1792 года Пустошкин приказал всем командирам: «К походу быть в готовности непременно сего числа». Данный день и следует принять за день отплытия казаков к Тамани. Осторожно двигаясь вдоль берегов Крыма, казачья флотилия 25 августа благополучно достигла берега.
Вот как описывает историк Виктор Соловьев прибытие казаков в Тамань: «В жаркий день 25 августа 1792 года часовой, ходивший по валу фанагорийской крепости, заметил в мареве моря, со стороны обрывистых берегов Крыма, множество парусов. Время было тревожным, ибо Османская империя, как в те годы называли Турцию, постоянно грозила высадкой десантов в Крыму и Тамани. Поэтому часовой вызвал свистком караульного начальника, который, взбежав на вал, тут же бросился докладывать о неизвестных кораблях местному коменданту.
Командир 1-го батальона Таврического егерского корпуса премьер-майор Розенберг, лично удостоверившись в подходе целой флотилии парусно-весельных судов, приказал дежурным сигналистам подать сигнал тревоги. Барабан рассыпал тревожную дробь над обрывами Тамани, и из казарм выбежали толпы егерей, спеша стать в строй у ворот крепости. «Пальба будет! - закричал Розенберг. - Заряжай ружья!»
По команде Розенберга егеря побежали к береговым обрывам и залегли, чтобы огнем своих штуцеров прикрыть старинную пристань и устья лощин, спускающихся к Таманскому заливу. Артиллеристы тем временем, накатив на платформы свои пушки, зажгли фитили и забили заряды.
Между тем суда, ловя парусами боковой ветер, медленно приближались. С самого большого из них, несущего яхтовое вооружение, вдруг ударила пушка и на мачту медленно пополз Андреевский флаг... А суда, спустив паруса и резко взмахнув веслами, стали подходить к пристани. И вот на обрывах Тамани запестрели толпы вооруженных людей в живописных одеждах. С удивлением смотрели егеря на неведомых воинов, высадившихся на берега фанагорийского острова, на землю бывшего здесь в древности Тмутараканского княжества…»
На следующий день командир флотилии Савва Белый рапортовал войсковому судье: «Предпринятый по Высочайшему повелению… вояж кончили сего августа в 25 день, прибыли до Тамани о 51 судах благополучно».
Примерно в это же время кошевой атаман Захарий Чепега шел с тремя конными и двумя пешими пятисотенными полками, семейными казаками и войсковым обозом на новые земли по суше. Обойдя Азовское море, к границам Кубани они прибыли осенью 1792 года. Первопоселенцы на Кубань прибывали до осени 1793 года. Всего переехали на земли, подаренные Екатериной II, более 17 тысяч человек, в том числе пять тысяч детей и женщин. По словам кубанского историка Ф. Щербины, «в русской истории … не было ещё случая подобных массовых переселений».
Казаки на первоначальном этапе заселения основали 40 поселений, большинство из которых получили названи как в Запорожье. Так на Кубани появились станицы Васюринская, Динская, Щербиновская, Уманская и другие.
После того как Савва Белый доставил первопоселенцев на Тамань, он так и не выезжал оттуда. Ему, как войсковому полковнику, выделили землю под строительство в Екатеринодаре, но он не пожелал переехать в столицу. Известно, что умер он в станице Тамань спустя три года после приезда - 1 сентября 1795 года.
В 1894 году по решению схода таманских казаков начался сбор средств на строительство памятника запорожским казакам-переселенцам. Макет памятника утвердил сам Николай II. 5 октября 1911 года состоялось его открытие. На лицевой стороне монумента высечена надпись: «Первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25 августа 1792 года под командой полковника Саввы Белого», а с обратной стороны - слова песни Антона Головатого «Ой, годи нам журиться».
А.А. Чечин. Высадка черноморских казаков на Тамани (1955). Эскиз,акварель.
Переселение черноморских казаков на Кубань (680х300) холст, масло. Художник Г.Т. Квашура