Родное подворье для носителей традиционной культуры - пространство сакральное.
Да и сейчас, когда старые традиции подзабылись, даже на каком-то подсознательном уровне, покидая домашний очаг, испытываешь тревогу и желание вернуться.
На Кубани существовало много обрядов, связанных с переходом границы родного пространства - рекрутским, свадебных, похоронных.
Конечно в первую очередь ряд ритуалов были целенаправленны на обязательное благополучное возвращение новобранца домой. В ст.Старотиторовской вышедшего новобранца возвращали обратно: «Да, да, вэрталы. Шоб вэрнулося. Ну, як любого: "Ванятка, ну ка вэрныся, ты шось там забув!". Вэрнувся, трошки пройшов, и обратно».
Нечто похожее исследователи наблюдали и в повседневной жизни жителей кубанских станиц, которые любили ходить в гости друг к другу.
И действительно, если хотелось вернуться, могли что-нибудь специально забыть. Например, шапку.
"Така была традиция вернуться, шапку забыть. Хоп, шапку кинуть. Тожи кровать была деревянна, топчаны. Постель смотана. У мамы кум такый прыходыл. Шапку кынет, де постэль змотана. И жинку свою: «Манька, Манька, дэ моя капелюха?» – «Дэ був, там и оставыл». Прыдлог такой, шоб придты. Приходят на другой дэнь, пили туточки".
Благополучия на дорогу могли желать таким же образом, как молодым благополучной жизни в браке - осыпанием зерном.
О том, что осыпают зерном уезжающего далеко или надолго человека, благословляя дорогу, желая удачи в делах и скорейшего возвращения домой, говорили практически все информанты. Звучало это у всех примерно одинаково: «Вот едуть мои диты кудась, я бэру у ковшик зирна любого, какое йэ и осыпаю их на дорожку, ну як благословляю, шоб усё благополушно було» (ст-ца Гривенская, 2018).
Источники:
1. В.В. Воронин. Обряд проводов на службу в станицах Темрюкского района Краснодарского края.
2. В.В. Воронин. Шапка в традиционной культуре кубанских казаков.
3. Н. С. Балаценко. Хлеб в семейной обрядовой культуре Кубани.
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».