Публикация «Реалист, эстет, талантливый мастер художественного слова»

Александр Куприн — видный представитель отечественной литературы, писатель, переводчик, в течение всего периода творческой деятельности работавший в жанре реалистической прозы.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате (сейчас Пензенская область) в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича. Мать Александра Куприна была татарской княжной, и он невероятно гордился своим происхождением. А особенно он следил за тем, чтоб его фамилию все произносили правильно. Но, иной раз кто-то мог поставить ударение на первый слог и вот тогда Александр Иванович приходил в ярость: «Я — Купри́н, и всякого прошу это помнить! На ежа садиться без штанов не советую!». А когда к Куприну пришла слава, то своё происхождение он подчеркивал еще и внешним видом: носил расписной халат и цветную тюбетейку. В воспоминаниях Бунина остался образ коллеги на одном из вечеров, когда Куприн пришел в татарском облачении и «садился так широко и важно, как пристало бы настоящему хану, и особенно узко щурил глаза».
Отца Куприн не помнил, ведь он умер от холеры, когда мальчику было два года. Был он мелким чиновником, так и не сумел подняться выше коллежского регистратора четырнадцатого класса в Табели о рангах.
С четырех лет Саша, единственный выживший из братьев, жил с матерью во Вдовьем доме. Вдовий дом - казенное благотворительное заведение, где проживали вдовы, мужья которых прослужили на гражданской или военной службе не менее 10 лет и большинству из них выплачивалась пенсия. В его детских воспоминаниях всегда будут присутствовать зеленые стены, вечное вязанье старух и вечные запахи опрятной старости.
Юность Куприна прошла в «казенных» учреждениях. Сиротская школа в Москве, потом кадетское училище, где царил культ кулака и 3-е Александровское училище юнкеров.
Любовь соединила Куприна с двумя женщинами, которым суждено было стать его женами. Эти две женщины проводили его в последний путь. Это были Мария Давыдова и Елизавета Гейнрих.
Творческая биография Александра Куприна началась еще в конце 80-х годов, когда молодой человек учился и получал военную специальность. Пробой пера литератора стала книга стихов. Однако по непонятным причинам они так и не были изданы. Первым произведением в творческом списке Куприна стала повесть «Последний дебют», которую издали в журнале «Русский сатирический листок». Примерно в те же годы выходит одно из наиболее известных произведений русского литератора — «Кадеты» или «На переломе». В 90-е годы активность Александра Ивановича на литературном поприще становится более высокой. Он работает в малых жанрах, набивает руку и нарабатывает практический опыт в прозе. Из-под его пера выходили произведения «Дознание», «Лунной ночью».
Пробует писатель свои силы и в повестях. Среди его творческого наследия этого периода можно назвать произведение «Впотьмах». Были среди и рассказы на военную тематику. Например, «Поход» или «Ночная смена». После выхода в отставку и попыток найти место в гражданской жизни, писатель временно сбавляет обороты. Хотя свое занятие не забрасывает. После удачного знакомства с Буниным и получения стабильной должности в периодическом издании Петербурга, дела идут в гору. У молодого человека появляется больше времени на то, чтобы писать. Из-под пера литератора выходят произведения «Белый Пудель», «Конокрады» и «Болото», которые охотно печатают местные журналы. Уже в 1905 году Александр Куприн выпускает повесть «Поединок». Это произведение становится очень популярным. Его воспринимают как настоящее событие культурной жизни Петербурга.
Были в истории писателя этого периода и произведения небольших форм. Рассказы «Гамбринус», «Река жизни» и еще несколько публика воспринимает тепло. В спокойные годы, когда первая революция отгремела, а вторая только назревала, Куприн пишет еще несколько популярных в среде читателей произведений, в их числе «Гранатовый браслет», «Суламифь». Уже в этот момент Александр Иванович нащупал сферу своих творческих интересов и работал в собственной нише. Его произведения считались крупным и серьезным пополнением литературной копилки.
В 1915 году выходит самое спорное детище Куприна под названием «Яма». Но срок его был короток. В этой повести прозаик описывал быт и нравы публичного дома. Жизнь проституток была охарактеризована настолько ярко, что произведение подверглось осуждению практически сразу. Были попытки издания немецком языке, но это плохо закончилось для инициатора, которого обвинили в распространении порнографии. Буквально через 2 года мужчина пробует себя в непривычной ипостаси. Из-под его пера выходит повесть «Звезда Соломона». Произведение было творческим переосмыслением классического сюжета о Фаусте и Мефистофеле. Оно было полно мистики, хотя упор делался на другие вещи. После того, как началась гражданская война, Куприн вновь вернулся к привычной для себя тематике. Он увековечил события похода Юденича на Петроград в произведении «Собор Св. Исаакия Далматского». Уже будучи в эмиграции писатель старался продолжить работу. Творчество Куприна в новый период запомнилось повестью «Юнкера» и еще несколькими произведениями. Несмотря на продуктивность, у писателя намечался творческий кризис из-за тяжелого материального положения.
После возвращения в родные края Куприн уже не мог работать из-за состояния здоровья. Жить ему оставалось недолго. Поселили Куприна в подмосковном писательском доме отдыха в Голицыно. В конце 1937 года перевезли в Ленинград. 25 августа 1938 года писателя не стало. Он похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге рядом с могилой Ивана Тургенева.

2

Александр Куприн и Федор Иванович Шаляпин, Санкт-Петербург

3

Александр Куприн, фото 1914 г.

4

Писатель Александр Куприн с женой и дочерью в Гатчине 1913 г.

5

Родители Куприна. Мать Любовь Алексеевна и отец Иван Иванович

6

Слева направо Горький, Куприн, Телешов, Бунин