Историческая публикация «Начало блокады: кошмар наяву»
- Подробности
- Создано: 08.09.2023 11:15
8 сентября был захвачен Шлиссельбург в 40 км от Ленинграда, после чего части немецкой группы «Север» совместно с финскими войсками и прибывшей под Ленинград испанской «Голубой» дивизией блокировали все наземные пути в Ленинград.
Железные дороги были перерезаны уже 31 августа. Единственно возможный путь снабжения войск и населения Ленинграда военным снаряжением и продовольствием проходил теперь через Ладожское озеро и по воздуху. 12 сентября советские войска оставили Красное Село, 13-го Гатчину.
14 сентября началась битва за Ленинград. В этот критический момент сменилось руководство Ленинградским фронтом. Маршала Ворошилова сменил генерал Жуков. По его приказу на самые опасные участки были переброшены войска с Карельского перешейка, где финны прекратили движение на Ленинград, сформированы воинские резервы из моряков Балтийского флота, курсантов военных училищ, народных ополченцев.
Немцы стремились захватить Пулковские высоты и Ораниенбаум, но, несмотря на огромные потери с обеих сторон, продвинуться дальше им не удалось. Со стороны Кронштадта на северо-западе враг был остановлен в 30-40 км от Ленинграда, с юга в районе Красного Села его отделяли от города лишь 3-4 км.
Все попытки немцев взять Ленинград «с ходу» оказались безуспешными, и тогда было решено взять город измором: круглосуточным артиллерийским обстрелом и бомбардировками. Вот что записал в своем служебном дневнике 27 сентября генерал Риттер фон Лееб, командующий группой «Север», блокировавшей Ленинград: 4 сентября 1941 года первые снаряды, выпущенные немецкой дальнобойной артиллерией, разорвались на улицах Ленинграда.
Началась длившаяся 900 дней блокада Ленинграда. В ее кольце оказалось около 2,9 миллиона мирных жителей (в том числе около 400 тыс. детей): ленинградцев, беженцев из других российских городов и Прибалтики, войска Ленинградского фронта.
К началу блокады из города удалось эвакуировать около 500 тысяч ленинградцев, в том числе рабочих около 80 крупнейших оборонных предприятий, сотрудников научных институтов, артистов театров, в том числе знаменитой «Мариинки» (Кировский театр оперы и балета). Последние поезда с эвакуированными по Октябрьской железной дороге (Ленинград Москва) проскочили 28 августа. Эвакуация гражданского населения в дальнейшем продолжалась через Ладогу по воде и по льду, по «Дороге жизни». Ее «прошли» до 15 апреля 1942 года более 554 тысяч ленинградцев: детей, женщин, сумевших выжить в первую блокадную осень и зиму.
Ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбардировки привели к большим разрушениям и жертвам среди мирного населения. За период блокады фашисты выпустили по городу более 150 тысяч артиллерийских снарядов, сбросили более 100 тысяч фугасных и зажигательных бомб, однако самые большие жертвы ленинградцы понесли в результате голода, который они почувствовали уже через несколько месяцев блокады.
Во время одного из сентябрьских налетов сгорели Бадаевские склады с продовольствием, несколько тысяч тонн муки и сахара. Конечно, этих продуктов могло бы хватить лишь на неделю – две для снабжения ленинградцев, но в дальнейшем уничтожение этих складов, вскоре после которого в Ленинграде ввели карточную систему распределения продуктов, стало символом голода, охватившего блокадный город зимой 1941 1942 гг.
Организованно по карточкам выдавался только хлеб, его нормы несколько раз сокращались.
С 20 ноября стали выдавать рабочим по 250 граммов, всем остальным, в том числе детям, всего по 125 г. Чуть больше, по 500 г, давали бойцам, сидевшим на передовой в окопах, летчикам, морякам, всем остальным красноармейцам и командирам по 300 г в день. Эта норма просуществовала больше месяца, до 25 декабря 1941 года.
Начался голод. В миллионном городе, втором по численности после Москвы, из-за нехватки топлива уже с ноября отключили электричество, встали трамваи, троллейбусы, в домах остановились лифты, не стало света, тепла, канализации, воды. Осенью, когда шли дожди, воду набирали в воронках из-под бомб и снарядов, потом, когда замерзла Нева, на которой стоит Ленинград, а это случилось в ту осень уже в начале ноября, воду добывали, прорубив речной лед; кто мог, нес ее в ведрах; кто послабее в бидонах, чайниках. Надо было одолеть покрытые льдом ступени на набережную, пройти занесенные ранним снегом улицы, подняться на свой этаж.
Отопление не работало. Чтобы вскипятить воду, обогреть хоть как-то промерзшее жилье, использовали железные печурки-«буржуйки», в которые шли стулья, шкафы, любая мебель из дерева, книги, словом, все, что могло гореть. Электроосвещение заменили коптилки, баночки с фитильками.
В декабре умерло от голода более 100 тысяч, в феврале еще 100 тысяч, в марте более 95 тысяч человек.
Люди умирали на улицах города, в цехах оборонных заводов, в очередях за хлебом, за школьными партами. На Невском, центральном проспекте города, зимой 1941-1942 гг. люди, везущие на санках покойников, стали обыденным явлением.
Ленинград, ленинградцев, солдат и офицеров, оборонявших город, спасла от смерти оставшаяся свободной дорога длиной свыше 30 км через Ладожское озеро, вскоре названная справедливо «Дорогой жизни». Решение об ее организации было принято уже в сентябре 1941 года. Сохранились отчеты, донесения гидрографов, прокладывавших этот маршрут, изучавших толщину льда, водный режим беспокойного, с ветрами и большой волной озера, строителей причалов и пристаней, водителей грузовиков, моряков, зенитчиков. И что самое важное сотни, тысячи воспоминаний спасенных «Дорогой жизни» людей. Повторим еще раз уже названную цифру: 554 тыс. детей, женщин, 35 тысяч раненых бойцов и офицеров
Водные перевозки начались тогда же, в сентябре 41-го, и первыми от причалов Новой Ладоги к Осиновецкому маяку в 45 км от блокадного Ленинграда подошли две баржи с зерном. Ледовая дорога начала работать с 20 ноября, когда по ней прошел большой конный обоз с мукой, затем пошли и грузовые машины. Шли в любую погоду, под бомбежками, артобстрелами. Дорогу заносило снегом, во льду возникали трещины и разводья.
В Ленинград везли продукты, боеприпасы, топливо, обратно машины шли с истощенными детьми и взрослыми. К слову, «Дорогой жизни» были вывезены из Ленинграда 30 тыс. этнических немцев и финнов. До 24 апреля 1942 года, когда вода уже заливала ступицы автомашин, в блокадный город было доставлено свыше 360 тысяч тонн грузов.
«Дорога жизни», Ладожское озеро, зима 1941 1942 гг.
В последний путь
Ленинградцы набирают воду из воронки на одной из улиц города
Разрушения в Ленинграде, зима 1941-1942 гг.
Сооружение баррикады на проспекте Стачек в Ленинграде. 1941. Автор Василий Федосеев