Публикация «Дмитрий Шостакович — музыкальный нерв XX века»

Композитор целиком принадлежит XX веку, его судьба так же неординарна, как и все двадцатое столетие.

Он пережил с Россией (и отрефлексировал в своем творчестве) революцию, две войны (Вторую мировую и холодную), хрущевскую оттепель и брежневский застой. Шостаковича возносили и запрещали, награждали и лишали должностей, он был официальным и в то же время гонимым. Ему выпала очень непростая, парадоксальная (как и время, в котором ему случилось жить) судьба.
Дмитрий Шостакович появился на свет в Санкт-Петербурге. Это событие в семье Дмитрия Болеславовича Шостаковича и Софии Васильевны Шостакович произошло 25 сентября 1906 года. Семья была очень музыкальной. Мама будущего композитора была талантливой пианисткой и давала уроки фортепианной игры начинающим. Несмотря на серьезную профессию инженера, отец Дмитрия просто обожал музыку и сам немного пел.
После пары лет домашних уроков с матерью в 11 лет Дмитрий Шостакович начал заниматься в частной музыкальной школе. Все преподаватели отмечали способности ученика — он искусно играл, имел прекрасную память и абсолютный слух. А в тринадцать лет он поступил в Петроградскую консерваторию на класс композиции и фортепиано.
Юный Дмитрий все своё время и силы посвятил занятиям музыке. О нем отзывались, как об исключительном даровании. Он не просто сочинял музыку, а заставлял слушателей погружаться в неё, переживать её звуки. Особенно им восхищался директор консерватории А. К. Глазунов, который впоследствии, после скоропостижной смерти отца выхлопотал для Шостаковича персональную стипендию.
Однако материальное положение семьи оставляло желать лучшего. И пятнадцатилетний композитор поступил на работу музыкального иллюстратора. Главной в этой удивительной профессии была импровизация. И он прекрасно импровизировал, сочиняя на ходу настоящие музыкальные картины. Начиная с 1922 и по 1925 годы, он сменил три кинотеатра, а этот бесценный опыт остался с ним навсегда.
В 1923 году 17-летний Шостакович начал работу над дипломным произведением — Первой симфонией. Через три года состоялась ее премьера в Ленинграде. «Симфония вчера прошла очень удачно. Исполненье было превосходное. Успех огромный. Я выходил кланяться пять раз. Все великолепно звучало», – писал позже Шостакович.
Симфония очень быстро стала известна за пределами Советского Союза. На I Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, в котором принимал участие Шостакович, к композитору обратился один из членов жюри — дирижер и композитор Бруно Вальтер. Он попросил прислать партитуру симфонии ему в Берлин. Уже через год после премьеры Первую симфонию Шостаковича играли оркестры всего мира.
К 30 годам Дмитрий Дмитриевич был известным далеко за пределами СССР композитором. Его мировая слава росла и крепла. В своей же родной стране «самый выдающийся композитор наших дней» (как писали газеты) подвергался периодической опале — кратковременной, но жесткой. Жизнь при Сталине, ежедневно приносящая боль и плохие новости, полная страха за свою судьбу и судьбу близких, безусловно, стоила впечатлительному Шостаковичу огромных нервных потрясений.
В 1932 году Дмитрий Шостакович написал оперу «Леди Макбет Мценского уезда». В театре она шла под названием «Катерина Измайлова». В течение двух первых сезонов (1934—1936 годы) ее исполнили в Москве и Петербурге более двухсот раз, сыграли в театрах Европы и Северной Америки. А потом ее посмотрел Сталин. В «Правде» вышла статья «Сумбур вместо музыки» (бытует мнение, что ее даже написал сам Иосиф Виссарионович), оперу объявили «антинародной», а автора заклеймили «врагом». Шостакович исчез из репертуаров оркестров и театров. Знакомство с ним стало нежелательным и опасным.
Каким бы тяжелым ни был удар, Дмитрий Дмитриевич смог его выдержать. Он продолжал работать, писать. Через год представил Пятую симфонию. Власть сжалилась. Сталин назвал произведение «деловым творческим ответом советского художника на справедливую критику», симфонию приняли за акт раскаяния и объявили «образцом соцреализма» в симфонической музыке.
Первые месяцы Великой отечественной войны Шостакович провел в Ленинграде. Он работал профессором в консерватории и служил в добровольной пожарной дружине — тушил зажигательные бомбы на крыше родного учебного заведения. Тогда же он начал работать над Седьмой симфонией, получившей название «Ленинградская». Закончил ее Шостакович уже в Куйбышеве, в эвакуации, в конце декабря 1941 года: «Не знаю, как сложится судьба этой вещи. Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю «Болеро» Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу войну».
Седьмая симфония стала самым известным произведением композитора. Впервые ее исполнили в Куйбышеве (Самаре) в марте 1942 года. Там, тоже в эвакуации, тогда находился оркестр Большого театра. Через несколько дней композицию сыграли в Колонном зале московского Дома союзов, в июле — в Нью-Йорке, а в августе 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Чтобы сыграть сочинение, написанное для двойного состава оркестра, музыкантов отзывали с фронта. Дирижировал Карл Элиасберг. Тем вечером радио, по которому транслировали исполнение, было включено везде: в каждой квартире, на улице, на фронте. Это было событие огромного значения, акт мужества не только ленинградцев-блокадников, но и всего мира, боровшегося с фашизмом.
В этом же году Шостакович попал на обложку журнала Time. Композитор, в пожарной каске на фоне горящих руин, стал символом борьбы и силы духа. С 1942 по 1943 год Седьмая симфония более 60 раз прозвучала на самых больших концертных площадках США.
«В прошлое воскресенье Ваша симфония впервые прозвучала по всей Америке. <…> Ваша музыка рассказывает миру о великом и гордом народе, непобедимом народе, который борется и страдает для того, чтобы внести свой вклад в сокровищницу человеческого духа и свободы», — напишет американский поэт Карл Сэндберг в предисловии к стихотворному посланию Шостаковичу.
Его Восьмую и Девятую симфонии признали «чуждыми советскому народу». Он был уволен из Московской и Ленинградской консерваторий за «профнепригодность» и пагубное влияние на молодежь. На оперные и симфонические произведения Шостаковича был наложен запрет Главреперткома. Через год Сталин лично его отменил, но до смерти Сталина в 1953 году из произведений композитора звучали главным образом его музыка к кино, песни, «советские» и детские сочинения.
В 1957 году Дмитрий Шостакович был назначен секретарем Союза композиторов СССР (позже РСФСР). В середине 1960-х даже стало возможным возвращение в советские оркестры и театры его ранних работ, в том числе «Катерины Измайловой».
Шостакович написал 15 симфоний, 15 струнных квартетов, шесть концертов, несколько десятков прелюдий, кантаты, балеты, романсы и множество других произведений. За свою жизнь он создал музыку к 33 фильмам. (среди них «Юность Максима», «Простые люди», «Молодая гвардия», «Овод», «Гамлет», «Король Лир»), но продолжал говорить ученикам, что сочинять для кино можно только под угрозой голодной смерти. И сам он всю жизнь делал это исключительно (по словам самого Шостаковича) ради гонораров. Что не помешало композитору создать множество удивительных по красоте мелодий.
Каждый раз, когда Дмитрий Шостакович собирался жениться, непременно вмешивалась его мама. Так, она не позволила ему связать свою жизнь с Таней Гливенко, дочерью известного лингвиста. Не нравилась ей и вторая избранница композитора – Нина Вазар. Из-за её влияния и своих сомнений он не появился на собственной свадьбе. Но, к счастью, через пару лет они помирились и вновь пошли в ЗАГС. В этом браке родились дочь Галя и сын Максим.
Дмитрий Шостакович был азартным карточным игроком. Он сам говорил, что однажды в молодости выиграл крупную сумму денег, на которую потом приобрел кооперативную квартиру.
Перед смертью великий композитор болел много лет. Врачи не могли поставить точный диагноз. Позже оказалось, что это была опухоль. Но лечить было уже поздно. Умер Дмитрий Шостакович 9 августа 1975 года.

2

Владимир Маяковский, Дмитрий шостакович, Александр Родченко, Всеволод Мейерхольд во время работы над спектаклем Клоп, 1929 год.

3

Дмитрий Шостакович за работой, 1958 год.

4

Дмитрий Шостакович с сыном максимом дирижёром Московского филармонического оркестра, 1995 год.

5

Шостакович на обложке журнала Time