Час кубановедения «Из исторического и духовного прошлого кубанского казачества»

Духовная жизнь наших предков складывалась веками. Не все в ней было гладко с точки зрения христианства, поскольку давали о себе знать всевозможные суеверия и обрядность языческого происхождения.

Но тем не менее, главной была вера в Бога.
Мир, по народным понятиям, явился от Господа Бога. Он - Всемогущи все в Его святой воле. Всевышний любит правду, а потому люди должны руководствоваться во всем только правдой. Перед Богом все равны – и бедные, и богатые. Каждый получает за свои слова и поступки по заслугам.
Обязательной принадлежностью жилищ православных кубанцев были иконы, размещавшиеся в красном углу. Наиболее почитаемыми считались иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы Девы Марии, Преподобного Сергия, Иоанна Воина, святого Пантелеймона. Большое значение придавалось ежедневным молитвам. За стол, не помолившись, не садились.
Чаще всего молитвам детей учил отец, затем мать, бабушка. Глава семьи – отец читал вслух Библию всем домочадцам: «Вин прыходэ з цэрковы..., пообидалы, сидаим, бэрэ Еванглию, сида биля плыткы и нас садовэ, сидайтэ. Нам читае, россказуе всэ».
Старики строго следили за тем, чтобы дети и молодежь не устраивали увеселений во время постов, супругов призывали к воздержанию от ссор и брани.
Уповали на Божью помощь и в повседневном труде.
Вся семья молилась за то, чтобы Господь дал хороший урожай: «Дай Бог нам, шоб Гасподь нам паслал уражай». На выезде со двора произносилась формула: «Господи благослови», – или, – «Благословы нас, йидэмо в поле»: «В хату заходэ, позапрягав быкив, и входэ прочитав там «Отче Наш», «Верую» малитвы и три наклона, абязательно три паколна делал. Поклонывся в землю и тоди йидэ сиять хочь хлеп, хочь гричку, хочь просо».

Источники:
1. В.И. Чурсина. Духовная жизнь населения Кубани в конце ХVIII –
ХХ в.в.: динамика и традиции народной культуры.
2. Н. И. Бондарь, А. И. Зудин. История, этнография, фольклор Кубани. Т. IV. Темрюкский район (материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции).
3. В.В. Воронин. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: первый выход в поле.
Материал из групп Вконтакте «Кубанская балачка», «Вэсэли бэ́сэды у Дида Хомы Мыгычко».