Историческая публикация «Да будет свет! Лампочки Лодыгина»

Что может быть проще обычной лампы накаливания? Она так прочно вошла в нашу жизнь, что представить её отсутствие практически невозможно.

Но ещё до середины XIX века такое техническое новшество обывателю трудно было даже представить. Лучина, восковая свеча, керосиновая лампа, газовый рожок – вот небогатый выбор осветительных приборов наших предков. Но в самом начале XIX столетия наш соотечественник Василий Владимирович Петров установил, что при помощи электрической дуги «тёмный покой довольно ясно освещён быть может». Начались поиски, как это сделать, изобретений было много, но все они дальше лабораторий не выходили. Это могло бы продолжаться долго, если бы Лодыгин не создал свою лампу накаливания.
Родился Александр Николаевич Лодыгин 18 октября 1847 года в знатной, но обедневшей дворянской семье в селе Стеньшино соседней Тамбовской губернии. Ему предопределено было стать военным: его прадед был прапорщиком, дед — майором, отец — поручиком.
А потому в 12-летнем возрасте мальчика отдали в Тамбовский кадетский корпус, затем с характеристикой «добр, отзывчив, прилежен» он был переведён в Воронежский Михайловский кадетский корпус — Тамбовский был его филиалом. В Воронеже кадет Лодыгин совмещал учёбу с деятельностью лаборанта физического кабинета и наблюдателя на метеостанции. По окончании кадетского корпуса, в 1865 году, получив звание юнкера, был направлен в 71-й пехотный Белёвский полк, потом два года проучился в Московском юнкерском пехотном училище.
В возрасте 23 лет Александр неожиданно подал прошение об отставке, что привело к разрыву с семьёй. И решил заняться фантастическим для тех времён проектом — построить летательный аппарат электролёт. Не найдя поддержки своей идеи на родине Лодыгин предложил чертежи Франции. Французское военное ведомство заинтересовалось предложением русского изобретателя (Франция в то время воевала с Пруссией) и даже пообещало 50 тысяч франков на создание летательного аппарата. Окрылённый Лодыгин отправился на поезде в Париж.
Однако по пути, в Германии, у него украли его чемодан с чертежами. Во Франции его арестовали, приняв за немецкого шпиона. Но, разобравшись, вскоре освободили. Лодыгин снял квартиру в Париже, устроился работать слесарем. Параллельно вместе с французским аэронавтом Турнашоном трудился над чертежами, которые восстанавливал по памяти.
Война закончилась поражением Франции, ей было не до электролётов, проект остался нереализованным. Лодыгин вернулся в Санкт-Петербург, вольнослушателем посещал занятия по механике, физике, химии в Технологическом институте.
Однако идею создания электролёта Александр не оставлял. Но возник вопрос: как же будет освещаться кабина пилота? Не керосиновой же лампой. И изобретатель задумался над созданием электролампы.
До Лодыгина уже были попытки изобрести электрическое освещение. В частности, в 1840 англичанин Де ла Рю ставил опыты — пропускал электрический ток через платиновую проволоку, помещённую в стеклянный цилиндр. В этом же году российский учёный Александр Милашенко разрабатывает угольную нить. Через четыре года американец Джон Старр получил патент на электрическую лампу с угольной нитью. В 1860 году английский химик и физик Джозеф Уилсон Суон разработал и получил патент на лампу с углеродной нитью, но она работала недолго и неэффективно из-за трудностей с получением вакуума.
В 1870-е годы Александр Лодыгин начал разрабатывать собственную электрическую лампу. Он первым в мире догадался выкачать из стеклянной колбы воздух, таким образом создав там вакуум, и поместить в герметично запаянную колбу угольный стержень, который накалялся под действием тока.
В 1872-м он впервые публично продемонстрировал своё изобретение и подал «прошение на привилегию» (то есть на получение патента). Невиданное доселе изобретение представляло собой стеклянный сосуд, внутри которого на двух медных стержнях был укреплён стерженёк из ретортного угля диаметром 2 мм. Ток подавался по проводам, которые проходили через оправу, закрывающую отверстие сосуда. Вы и сейчас можете увидеть это, взяв в руки обыкновенную лампочку. Правда, теперь это всё выглядит немного по-другому, отличается более продуманным техническим дизайном, стало аккуратнее и безопаснее.
Через год лампы Лодыгина залили светом улицу Одесскую в Петербурге — там поставили первые несколько фонарей новой конструкции вместо керосиновых горелок. Затем такие лампы появились в доках Адмиралтейства. Изобретатель получил патенты многих стран — Австро-Венгрии, Испании, Италии, Франции, Великобритании, Швеции и др. Россия выдала «привилегию» № 1619 только в июле 1874 года. Правда, оформили её задним числом, указав в патенте дату «2 октября 1872 года». Видимо, чтобы не опозориться перед заграницей — всё-таки изобретатель-то российский, а зарубежные страны оказались проворнее.
В том же году Петербургская академия наук присвоила Александру Лодыгину Ломоносовскую премию за изобретение лампы накаливания.
За рубежом сразу оценили изобретение Лодыгина. Несколько европейских стран выдали ему привилегии (то есть патенты) на изобретение. И это несмотря на то, что срок службы такой лампы составлял всего 40 минут. Но изобретатель не прекращал работу, постоянно внося изменения в конструкцию. Другие учёные предложили выкачивать из ламп воздух, применять различные вещества для нитей накаливания. В результате усовершенствований лампы стали работать уже 700-1000 часов.
Для продвижения новинки была создана компания «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и Кº». Дальше дела пошли не самым лучшим образом. Изобретение на всех уровнях признали нужным, но финансовой поддержки и необходимого количества помощников первооткрыватель не получил. Компания вскоре обанкротилась, не хватило денег даже на американский патент, который в результате был утерян за гроши.
Не видя для себя перспектив на родине, Лодыгин был вынужден эмигрировать во Францию и США.
Во Франции женился на журналистке Альме Шмидт, у них было две дочери.
Он создавал всё новые лампы накаливания, работал над изобретением электрических печей сопротивления и даже электромобилей. В 1893 году первым в мире обратился к нити накала из тугоплавких металлов, в том числе вольфрама — как показало время, такие лампы оказались самыми перспективными. В 1894 году в Париже организовал ламповую фирму «Лодыгин и де Лиль». В 1900-м участвовал во Всемирной выставке в Париже, представляя свои лампы с вольфрамовыми нитями. За год до этого Петербургский электротехнический институт присвоил Александру Николаевичу звание почётного инженера-электрика.
В 1906 году Лодыгин в США построил и пустил в ход завод по электрохимическому получению вольфрама, хрома, титана. В том же году, после многолетних судебных тяжб за патенты, был вынужден продать по очень низкой цене патент на свои вольфрамовые лампы корпорации «Дженерал электрик», основанной, кстати, Эдисоном. Александр Лодыгин не выдержал деловой хватки Эдисона, который выиграл патентную борьбу с русским изобретателем
В 1907 году Лодыгин с семьёй вернулся в Россию. В его багаже была целая серия изобретений в чертежах и набросках. Он подготовил проекты изготовления сплавов, электропечей, двигателей и электроаппаратов для сварки и резки. Лодыгин начал преподавать в Электротехническом институте и работать в строительном управлении железной дороги. Изобретателя стала занимать ещё одна техническая проблема – летательный аппарат вертикального взлёта.
Февральская революция 1917 года была последним важным событием в его жизни в России – Лодыгин не сработался с новой властью. А материальные проблемы вынудили изобретателя уехать в США. Работал инспектором электротехнического оборудования в корпорации «Сперри Джайроскоп» в Бруклине, был членом американского института инженеров-электриков американского электрохимического общества и американского химического общества.
Тем не менее его не забыли на родине. Когда в начале 1920-х в Стране Советов объявили Государственный план электрификации Александру Николаевичу было прислано приглашение вернуться в РСФСР и поучаствовать в разработке плана ГОЭЛРО. Приглашение пожилой изобретатель не принял (на тот момент ему было 70 лет), а 16 марта 1923 года он скончался в Бруклине в возрасте 75 лет. Незадолго до этого Александра Николаевича избрали почётным членом Общества русских электротехников. Но письмо с этим известием пришло в США уже после его смерти, и он так и не узнал об этом.
В честь выпускника воронежского кадетского корпуса, изобретателя-электротехника Александра Лодыгина названы улицы в нескольких российских города — Екатеринбурге, Йошкар-Оле, Саранске, Перми, Волгограде, переулок в Санкт-Петербурге. В 1970 году Международный астрономический союз назвал именем Лодыгина кратер на обратной стороне Луны. А в Саранске находится Научно-исследовательский институт источников света имени А.Н. Лодыгина. В Тамбове в доме, где он жил, имеется комната-музей Лодыгина.
Александру Лодыгину мы помимо прочего обязаны появлением электрического обогревателя — он первым разработал проект электрического нагревательного устройства для отопления. И конечно же, обязаны появлением прочно вошедшей в быт на многие десятки лет всем знакомой лампочки с вольфрамовой нитью.

1

Александр Лодыгин с женой Альмой Шмидт

2

Лодыгин Александр Николаевич

3

Так выглядела одна из первых лампочек Лодыгина

4

Электролёт Лодыгина