Публикация «Аркадий Райкин: жизнь в смехе»
- Подробности
- Создано: 24.10.2023 14:26
Родился Аркадий в Риге в 1911 году. Отец артиста Исаак Давидович был портовым работником, а мама Елизавета Борисовна занималась хозяйством, так как семья была довольно большая.
Кроме Аркаши, у родителей росли еще сын Макс и две дочери, Белла и Софья.
С началом Первой мировой войны Райкины переехали в Рыбинск, а затем обосновались в Петрограде. С ранних лет Аркадий оказался влюблен в театр. Еще 4-летним мальчиком он устраивал с детьми во дворе собственные представления, а позже пристрастился посещать Академический театр драмы. Чтобы купить билеты, мальчик тайно продавал тетрадки и учебники, за что неоднократно получал трепку от отца.
Когда Райкин поступил на режиссерско-актерский факультет в Ленинградский институт сценических искусств, разразился скандал, и Аркадию пришлось надолго порвать с семьей и уйти из дома. После вуза артист попал в Театр рабочей молодежи, позднее переименованный в Театр имени Ленинского комсомола. Сегодня петербуржцы знают это место как театр-фестиваль «Балтийский дом».
Еще студентом Аркадий Райкин начал выступать с концертами для детей. Ребята восторженно воспринимали номера артиста с куклой Минькой, патефоном, надувными поросятами. В Ленинградском ТРАМе актер сыграл немого слугу в опере «Служанка-госпожа», Воробушкина в спектакле «Дружная горка» и Виноградского в постановке «Начало жизни».
Признание пришло к нему в 1939 году, когда Райкин победил на первом конкурсе артистов эстрады, представив на суд зрителей танцевально-мимические номера «Чаплин» и «Мишка» и вызвал удивление и восторг публики.
После этого успеха Аркадий Исаакович перешел в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где сначала работал конферансье, выходил с собственными номерами, а потом стал художественным руководителем театра.
Позже Михаил Жванецкий назвал Аркадия Райкина гениальным великим игроком, который сформировал собственную команду и требовал от коллег играть и подавать, но не забивать.
После войны Райкин создал театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Регулярные выступления артиста на радио и телевидении, аудиозаписи монологов и миниатюр пользовались популярностью у публики. Особенный успех вызывали те театральные номера, где Райкин быстро менял облик и создавал серию разноплановых образов.
Монологи, написанные Аркадием Исааковичем, и созданные им образы покоряли сердца и завоевывали любовь зрителей. Публика запомнила молодого артиста и на следующих концертах встречала овациями. Не задерживаясь в ранге начинающего юмориста, Аркадий Исаакович обрел славу маэстро жанра сценического перевоплощения. Одной из самых известных миниатюр стал номер «В греческом зале».
Талант артиста оценили как соотечественники, так и зарубежные зрители. В 1965 году вместе с труппой театра Аркадий Исаакович отправился гастролировать по Англии, где концерты получили теплые отзывы.
Артист много сотрудничал с другими коллегами. Например, находясь на гастролях в Одессе, Аркадий Райкин встретил молодых артистов Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе они создали ряд запоминающихся эстрадных сценок, из которых наиболее знаменитой стала программа «Светофор».
Зрители нескольких поколений надолго запомнили шутки Райкина, которые легко уходили «в народ». Основой одной из них стал номер «Авас», который мэтр показывал вместе с Карцевым. Артисты наглядно демонстрировали публике веселого участника театра, рассказывающего про доцента без чувства юмора и студента Горидзе по имени Авас, и обывателя, у которого по стечению обстоятельств тоже отсутствовало то самое чувство.
Подхватывали зрители и отдельные фразы из монологов юмориста, перевоплощение для которого было сродни волшебству. Он блестяще схватывал характерность людей и создавал на ее основе персонажей, используя костюмы, мимику, акцент, дефекты речи и прочие тонкие детали, вызывающие у публики ликование и несомненное «верю». Особое произношение слов «дефицит» и «специфический» тоже пошло от Райкина.
Как неоднократно вспоминали современники Аркадия Исааковича, юморист был чуть ли не единственным, кто в то сложное время осмеливался открыто показывать на сцене, как портят человека власть и вседозволенность.
Миниатюры артиста отличались от текстов коллег особенной тонкой сатирой и остротой, но при этом юморист всегда аккуратно подбирал слова и, по сравнению с коллегами по жанру, показывал по-настоящему интеллигентный и корректный юмор.
Но, несмотря на исключительную аккуратность сатиры Райкина, партийная верхушка города на Неве не оценила старания и творчество коллектива. Город, где творил Театр эстрады и миниатюр, не принимал в лице своего руководства творчество юмориста, и без того натянутые отношения неудержимо портились. Артист попросил у самого Леонида Ильича Брежнева разрешения перебраться в Москву. Разрешение артист получил и перевез собственную труппу в Москву. Преемник Ленинградского театра эстрады и миниатюр вскоре был переименован в Государственный театр миниатюр.
В то же время Ленинградский театр эстрады и миниатюр не перестал функционировать, он продолжает работать и сегодня.
В Москве артисты театра Аркадия Райкина, а также и сам юморист продолжили выступления, а в 1987 году Государственный театр миниатюр получил звучное имя «Сатирикон», которое носит и по сей день. Сегодня художественным руководителем этого театра работает сын Аркадия Исааковича Константин Райкин.
Карьера в кино Аркадия Райкина была менее удачна, чем театральная, особенно поначалу. Дебютной стала роль солдата в картине «Первый взвод». До войны актер успел сняться в эпизодах нескольких фильмов, а в драме «Валерий Чкалов» создал образ американского журналиста.
Больше внимания как киноактер Райкин стал привлекать, когда начал на экран переносить собственные остросатирические сюжеты. Популярной и эффектной получилась новелла «Мы с вами где-то встречались», интересны мюзикл «Вчера, сегодня и всегда» и комедийная история «Волшебная сила искусства». Но самыми знаменитыми фильмами такого жанра получились сборники монологов «Люди и манекены» и «Мир дому твоему».
Также Аркадий Исаакович много участвовал в новогодних фильмах-концертах. Особенно заметными были мюзикл «Когда песня не кончается...», концерт «На два часа раньше» и «Сказки русского леса», где появились актеры и эстрадные исполнители тех времен.
Аркадий Райкин почти всю жизнь был болезненным человеком. Еще в 13 лет будущий артист сильно простыл на катке, заработав такую страшную ангину, что врачи были уверены: мальчик не выживет. Через 10 лет болезнь вернулась, и снова доктора опускали руки. В тот момент повезло, что тесть настоял на непопулярной операции — удалении гланд. Райкин выжил, но навсегда заработал ревмокардит.
Последние три года актер страдал болезнью Паркинсона, от которой у него сковывались движения, мимика и даже речь. Тем не менее артист при первой же возможности посещал родной театр и передавал дела сыну, которого очень любил.
Скончался Аркадий Исаакович Райкин 17 декабря 1987 года, причиной смерти посчитали последствия ревмокардита. 20 декабря актера похоронили на Новодевичьем кладбище, на десятом участке.
В 2002 году Ленинградскому театру эстрады и миниатюр, художественным руководителем которого 40 лет проработал Аркадий Райкин, присвоили имя артиста. С 2008 года художественным руководителем Театра эстрады имени Аркадия Райкина стал популярный артист эстрады и клоунады Юрий Гальцев. На официальном сайте театра, наряду с афишей и описанием театра, размещена и биография Аркадия Райкина. Артист назван эпохой в истории театра.
Райкин Аркадий Исаакович
Родители Аркадия Райкина
Советский Чарли Чаплин